Молодежная линия

№ 48 22 ноября 2001 г.


Литературный ликбез: ТВОРЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ

Счастлив или нет человек, не зависит от того, сколько у него денег. Счастье - это состояние души. Счастье надо выстрадать в победах над собой, над своими пороками.

Точно так же творческое счастье пишущего человека не зависит от того, сколько книг у него издано. Когда выходит новая книга - для автора это радость, но творческое счастье - это нечто иное. Нашел, выстрадал строку - вот она, живая, настоящая, - образ, которого ни у кого нет, - и автор счастлив. А бывает и наоборот: в толстой, красиво изданной книге нет ни одной находки, сплошные банальности. Такая книга никого не заинтересует. Здесь не о победе говорить надо, а о поражении. Издание такой книги - медвежья услуга автору.

То же самое можно сказать и о газетных публикациях. Молодому автору не терпится увидеть свои стихи на газетной полосе. Поверьте опыту старших товарищей: пройдут годы, вы перерастете свой нынешний творческий уровень, и если встретитесь со своими стихами в пожелтевшей от времени старой газете, вы не испытаете ничего, кроме стыда. Медвежью услугу делает человек, обеспечивающий вам такую публикацию, вместо того чтоб вернуть рукопись на доработку. Отбирать надо лучшее.

Доработать стихотворение, <довести до ума> бывает не просто, но никто за вас это не сделает. Никто не вправе вносить поправки в ваш текст, ведь под ним стоит ваша фамилия. Всякое чужое слово выглядит как инородное, ведь оно не из вашего лексикона, не из вашего замысла. Оно - как заплатка на ткани стиха, которая сразу бросается в глаза, словно она другого цвета.

Автор - творец, он творит целостное произведение, и когда чувствует, что оно получилось, готово - ни отнять, ни добавить, ему так и хочется воскликнуть, как классик когда-то: <Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!> У Пушкина ведь тоже не все стихи - шедевры, и у него были творческие взлеты и падения. Что уж говорить про нас, простых смертных.

Если стихотворение не удается доработать - отложите его. Пройдет время, новый уровень вашей творческой зрелости позволит вам иными глазами взглянуть на эту <заготовку> и решить: а надо ли вообще над ней работать? Стоит ли она того?

У поэтов, случается, подобные <недоделанные> стихи лежат десятилетиями, в конце концов нередко их просто выбрасывают. Это нормальный творческий процесс, ведь не все, что выходит из-под пера, - совершенство.

А если из-под вашего пера выходят сплошь неудачные произведения? Наверное, есть смысл какое-то время вообще ничего не писать. Самые горькие прозрения бывают после длительных заблуждений. Чем раньше вы поймете, что взялись не за свое дело, тем лучше для вас. Не стоит огорчаться по этому поводу. Ведь гораздо горше будет, если вам после многолетнего труда и льстивых похвал однажды кто-то честно скажет: <Какая бездарность!> Не делайте из себя мишень для критики.

Владимир Григорьевич Корнилов однажды сказал: <Фразу, как женщину, надо ласкать до тех пор, пока она не улыбнется>. А если так и не улыбнется? Значит, Муза - не ваша женщина!









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования