Молодежная линия
| №32 9 августа 2007 |
Желаем друг другу зеленого света Однажды мне посчастливилось поработать проводником в составе студенческого отряда. Впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь. Незабываема первая поездка на юг, когда все окна в моем вагоне заклинило еще с зимы и открыть их так никому и не удалось (И это в жару 30 С!) Сработала сигнализация о нагреве букс, и мне пришлось срывать стоп-кран, чтобы остановить поезд. У приятельницы, такой же студентки, случился потоп в вагоне, другая чуть не вывела из строя титан. Завершающий аккорд получился почти криминальным. Когда наш состав в Адлере отправили на ночь на запасной путь, под покровом темноты по нему прошелся воришка, имеющий стандартный ключ от вагонов. Выскочил он как раз из моего вагона. Удалось-таки его напугать. Сама же испугалась, когда обнаружила оставленный им нож. И все же, несмотря на все эти приключения, всякий раз, выходя на перрон, с какой-то приятной ностальгией вдыхаю ни с чем не сравнимый запах железной дороги, всегда манящий и обещающий перемены. Словом, в канун профессионального праздника железнодорожников мне особенно интересно было встретиться с "коллегами" - настоящими костромскими проводниками. Вера Селиверстова и Надежда Смирнова работают в составе костромского резерва проводников около десятка лет. Правда, в настоящее время молодые женщины переведены на легкий труд, поскольку готовятся стать мамами. - Как приходят в проводники? Романтика зовет? Надежда: Конечно, не без романтики. Мечтаешь увидеть новые города: Правда, чаще удается взглянуть лишь на вокзалы. Я пришла на железную дорогу, когда мне было двадцать три года. До этого работала продавцом, торговала в палатке. Честно говоря, общаться с пассажирами интересней, чем с покупателями. Вера: Я по профессии медсестра, закончила Костромское медучилище. Немного поработала по специальности, но поняла, что это не мое. Да и крови я боюсь. И решила последовать примеру мамы: она - проводник уже пятнадцать лет. Надежда: Ой, а я ведь тоже с железнодорожными корнями: мой дед работал на железнодорожном переезде. В детстве, когда ездила в гости к бабушке и дедушке, даже приходила к нему в эту будочку железнодорожную. - Вера, а медицинские навыки в поездках пригодились? - Слава Богу, нет. - Сварливые пассажиры часто встречаются? Вера: А как же без них. Тут главное - проявить выдержку и спокойствие. Надежда: Я заметила, что претензий больше предъявляют женщины, и чаще молодые. Мужчины более снисходительны. Вера: Мне однажды устроили настоящий экзамен на терпение. Мужчина (как оказалось впоследствии - журналист) ехал из Москвы по издательским делам на Костромской полиграфкомбинат. Когда я уже в вагоне стала проверять билеты, он заявил, что билет потерял. Я же хорошо помнила, что он его показывал при посадке. "Что ж, ищите", - говорю. "Искал" он его больше часа. А потом признался, что таким образом проверял мою профессиональную выдержку - сорвусь-не сорвусь. Мол, подобную сцену с пропажей билета он разыграл в поезде "Москва - Одесса", так там проводница на него ужасно кричала и готова была высадить. Потом этот москвич извинился и даже преподнес подарок - косметический набор "Нинель". Надежда: Меня тоже один пассажир сильно удивил. Маршрут был "Кострома - Челябинск". Осень, холод, дождь. Надо бы нагреть вагон. Мы с напарницей стали таскать уголь. И тут один мужчина в дорогом кожаном пальто, весь такой респектабельный, вызвался нам помогать. В общем, уголь взял на себя. А потом еще коробку хороших конфет подарил. Бывают же джентльмены. - Где вам больше нравится работать - в купейном вагоне или плацкартном? Вера: Мне - в купейном. Пассажиры воспитанные. Надежда: А я люблю плацкарт. Весь народ на виду, видишь, кто чем занимается. Так спокойней. - Кто больше беспокойства доставляет проводникам? Вера: Всех веселее ездят студенты. В дороге они вовсю раскрепощаются, но общий язык все же находим. До вызова линейной милиции крайне редко доходит. Надежда: Не соскучишься с демобилизованными солдатиками. Они все на эмоциях. Всю ночь не спят, воротнички подшивают, рассказывают о службе, да обычно гр |