Молодежная линия

№ 45 1 ноября 2001 г.


ДОБРО ВЕРНЕТСЯ

Рассказ

Я часто раньше слышала выражение: лучистые глаза. И мне трудно было бы их себе представить. В моем воображении возникали голубые, карие, черные, зеленые, но лучистые...

Так бы я и блуждала в догадках, если бы не один случай. Оказавшись в незнакомом городе, я искала квартиру на время. Один знакомый дал мне адрес. Обычная пятиэтажная <хрущевка>, с квартиркой, располагавшейся на последнем этаже, меня вполне устраивала.

Хозяйка, как мне показалось на первый взгляд, была самая обыкновенная старушка, весь день проводящая в хлопотах по дому. Удивило меня лишь то, что дверь закрывалась на ключ только на ночь. <Как в старые добрые времена>, - подумала я. Позже я догадалась, что делалось это для удобства соседей, которые, пользуясь добротой и податливостью хозяйки, не упускали случая забежать то за спичками, то за хлебом, то за стиральным порошком, хотя жили далеко не беднее этой жалостливой старушки. Она никогда никому не отказывала. Звали ее все тетя Надя, а ровесники даже Наденька. Жила она больше одна, т.к. сын пропадал в бесконечных командировках. Внуков у нее не было. Видимо, по этой причине она быстро привыкла ко мне, волновалась, когда я задерживалась, за ужином расспрашивала о прошедшем дне, интересовалась новостями. Я и сама не заметила, как привязалась к ней.

Осенними непогожими вечерами, когда у меня начиналась хандра, я просила ее рассказать что-нибудь о себе, хотя знала почти наизусть всю ее биографию.

Однажды тетя Надя рассказала мне о случае из ее жизни.

<...Много на почте народу в тот день было, - начала она. - Какие-то ребята все рядом стояли. Когда вышла с почты, не сразу их заметила. Только потом, когда дорогу переходить стала, увидела. Я сразу неладное почувствовала и ушла бы, если можно было, но ты же знаешь, как у меня ноги плохо ходят. Дошла до автобусной остановки, а они все рядом. Подошел автобус, я зашла, и они за мной. А там давка такая... Кто-то навалился сзади, сумка из рук так и выпала. Когда я ее подняла, сразу-то и не заметила, что сумка разрезана и кошелька нет. Увидела, ноги так и подкосились. Села на скамейку у остановки, сижу и плачу. Ведь там вся моя пенсия была. На что жить? Сын как раз не работал.

Не знаю, долго ли я так проплакала, только вдруг слышу голос надо мной, такой приятный: <Что случилось, бабушка?> Подняла голову, смотрю - девушка симпатичная. А глаза у нее голубые-голубые, как небо, и добрые. Сразу видно человека по глазам, можно ждать от него худого или нет.

Рассказала я ей, а у самой все слезы бегут. Смотрю, достает она из своей сумочки деньги и протягивает их мне. Почти что вся моя пенсия.

- Берите, - говорит. - И не плачьте.

- Скажите хоть, как вас зовут, я молиться буду.

Она ничего не сказала, только улыбнулась. Пока я слезы вытирала, смотрю, а ее нет. Как будто исчезла куда. С тех пор, как молюсь, ее вспоминаю, только вот имени не знаю>, - закончила рассказ моя собеседница. А я подумала: <Права пословица: делай добро, и оно к тебе вернется>.

Когда я, уезжая, прощалась с тетей Надей, она сказала: <Привыкла я к тебе, скучать буду>, - и украдкой смахнула слезу. В тот момент я посмотрела и увидела... Глаза. Добрые и чистые глаза, которые не могли врать. Как будто лучики света исходили из них. Наверное, такие же глаза были и у той девушки, которая ей помогла.

Юлия ГРИГОРЬЕВА,

п.Судиславль.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования