Молодежная линия

№13 29 марта 2007


ИКОНА - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Почти неделю провел в Костроме Владислав Андреев - основатель и руководитель иконологической школы "Просопон" (США, Нью-Йорк), создатель иконологического учения, иконограф, православный человек. Встречи со студентами худграфа педуниверситета, костромскими иконописцами, мастер-классы, многочисленные беседы - вот его неполная программа в нашем городе. Наш разговор состоялся в молодежном православном центре "Ковчег".

- Владислав Львович, как икона пришла в вашу жизнь?

- Это случилось давным-давно. Родился я в Петербурге, тогда еще Ленинграде, воспитание получил религиозное. Бабушка была верующей, родители о своей вере не говорили. Времена-то были сталинские. В войну жил с бабушкой в деревне, там от нее с двух лет узнал православные молитвы. А детские впечатления непременно когда-то выходят наружу и начинают руководить человеком. Когда позднее стал художником, пришел интерес к иконографии, древнерусскому искусству, начал искать пути соединения искусства и религии.

- А как вы оказались в Америке?

- А это еще позднее, когда уже была семья и ребенок. Не хотелось, чтоб он получил советские атеистическое воспитание. Сам-то я и пионером никогда не был. Кроме того, всерьез заниматься иконописью в те времена было весьма проблематично. Стали искать пути выхода. В 1979-м уехали из СССР.

- И стали преподавать иконографию?

- Тут своя история. Иконописец я был начинающий, о преподавании и вовсе не думал. А нью-йоркской школе сакраментальных искусств требовался русский специалист по православию, американский, видимо, не устраивал. В школе этой преподавались различные оригинальные стили, например, китайский ландшафт, японская каллиграфия, искусство индусов. В то время начался подъем интереса к православной иконе. Директриса искала нужного специалиста, побывала в автокефальной церкви, спрашивала иконописца, и ей дали мой телефон. Я долго отговаривался недостатком опыта, неважным знанием языка, но все-таки согласился.

- Кто были вашими учениками?

- Американцы разного возраста, профессий, различных вероисповеданий.

- Для них это просто экзотика?

- Там это не экзотика. Среди американцев очень распространено брать различные классы. Во время отпуска человек не просто сидит дома у телевизора, а берет какие-нибудь уроки, например, игры на гитаре, керамики, йоги. Среди моих учеников была даже католическая монахиня. У них в монастырях через каждые семь лет дают оплачиваемый годичный отпуск, который можно потратить по своему усмотрению. Ее заинтересовала православная икона.

- И все же иконопись - достаточно серьезная сфера, чтобы ей заниматься любопытства ради?

- Но мы же приходим к вере не с неба, а от земли. И в церковь приходим от земли, часто оттого, что ничего не понимаем. А если нас выгонят из храма, скажут: "Ты недостоин", то мы туда больше и не придем. Так и с иконой. Это не есть какое-то сокровище, отдельное от людей. И не какая-то ценная традиция, которую нужно законсервировать и открывать только для избранных. На мой взгляд, такая учеба - это одна из форм катехизации, приобщения к православной культуре. Что мне нравится у американцев, так это отсутствие критического настроя. Зная, что их преподаватель - русский и православный, они не позволяли себе никаких "конфессиальных" споров. Раз пришли учиться, то внимательно слушают и добросовестно усваивают новую для них традицию.

- А как вы, раз опыта не было, пополняли свои знания об иконописи?

- Сложно ответить. Если скажу: "Через откровения" - обличат в нескромности, отвечу: "Изучал" - тоже не понравится. Оказывается, он просто изучил что-то. Разумеется, читал книги, писания Отцов церкви, а главное, -сама иконописная практика очень многое открывает. И ты начинаешь понимать язык ее символов.

- Когда вы пришли к своей школе?

- Рядом со школой сакраментальных искусств открылась другая аналогичная, пошла конкуренция, и наша закрылась. Тогда я и решил









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования