Молодежная линия

№9 1 марта 2007


Гиперактивность

Этот термин обозначает синдром, свойственный конкретному чело-веку, то есть несколько симптомов, которые ни в коем случае нельзя пу-тать с живостью, активностью, столь свойственной детям. Этим синдро-мом страдают от 3 до 5% детей.

На "градус" выше?

Как отделить норму от патологии? Большинство малышей нуждаются в том, чтобы расходовать свою потрясающую энергию через психомоторное возбуждение, это утомительно для окружающих, но необходимо для их развития.

С другой стороны, некоторые дети бывают возбуждены только потому, что устали!

Многие родители постоянно стиму-лируют ребенка почти с рождения, испытывают его неокрепший эмоци-ональный мир, а позднее, выискива-ют ему бесконечные занятия: соби-рание мозаики, уроки музыки, танцев и так далее, составляя распо-рядок дня, в котором у ребенка не остается ни одной свободной мину-ты. В такой атмосфере у малыша нет времени... иметь свое время, он бы-стро устает, он не может обдумать свое поведение.

Гиперактивный ребенок на поря-док активней всех остальных, он бес-прерывно в движении, его жесты беспорядочны, но при этом малыш страдает от бессонницы и усталости. Он не способен сосредоточиться, рассеян, неловок. Реакции таких детей быстры и непредсказуемы. На безобидную фразу: "Пора идти спать", - такой ребенок может раски-дать все игрушки, показать язык бабушке, затем забиться в угол и горько заплакать. Позднее это создает про-блемы в процессе обучения, и, если неуравновешенность сохраняется у ребенка после 4-5 лет, она стано-вится серьезной проблемой.

Разнообразие причин

Непоследовательность поведения детей, признанных "гиперактивными" (8 из 10% слу-чаев), следует объяснять небольши-ми мозговыми изменениями. Одна-ко это не относится ко всем детям из этой группы. Гиперактивность и гиперчувствительность этих малень-ких "дьяволят", может быть также ответом на страхи, скры-тую тревогу. Этот синдром может быть связан с глубокими потрясениями раннего детства: испугом, травмами, опера-циями. На его развитие оказывает влияние и ситуация в семье: угнетен-ное состояние матери, безработица родителей, крупные ссоры, развод родителей, смерть родственника, плохое обращение.

Диагностика и корректировка

Прежде чем поставить такой диагноз, детские психиатры обычно настаива-ют на проведении дополнительных исследований, они помогают прояс-нить столь смутную картину симпто-мов. В ходе этих консультаций врач оценивает речь своего маленького пациента, его интеллектуальный уро-вень и психомоторное развитие. Эти меры предосторожности тем более оправданы, что многочисленные сим-птомы гиперактивности также характерны для целого ряда психопатоло-гических состояний (неврозов, психозов, пограничных состояний), а также могут быть следствием плохого обращения в семье.

 Гиперактивные дети более, чем другие, нуждаются в реализации своей энергии. Если родители столкнулись с проблемой гиперактивности, надо запастись терпением и каждый день придумывать театра-лизованные игры, в которых, помимо физических, ребенок будет знако-миться с географическими понятия-ми (играя в путешественников, мореплавателей), историческими событиями (играя в мушкетеров, принцев, принцесс), различными ар-хитектурными стилями (играя в строителей). Необходимо, чтобы ребенок получал достаточное количество ки-слорода, витаминов, микроэлемен-тов. Посетите психолога, чтобы вы-яснить круг способностей, интересов вашего ребенка и вовремя определить его в секции, кружки.

 Гиперактивность корректируется на трех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом. Интеллектуальный уровень включа-ет обмен информацией, познание и усвоение новых знаний. Поскольку гиперактивному ребенку трудно усидеть на месте, решая задачки или изучать буквы, необходимо разнооб-разить формы обучения. Родители с ребенком могут рисовать лабиринты чисел, придумывать сказки, где, что-бы попасть в замок, надо решить ка-кую-то задачу. Можно вырезать бу-квы и составить фразу, прочитав которую малыш найдет какой-ни-будь сюрприз.

 Эмоциональный уровень - это театрализированные игры, обмен гримасами, шуточная борьба, пере-брасывание подушками.

 Физиологиче









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования