Молодежная линия

№8 22 февраля 2007


ХОР БИТЫХ

В феврале костромскому писателю и журналисту Виталию Васильевичу Пашину исполнился 81 год. Но этот преклонный возраст не прервал его творческий путь, чему свидетельство - публикуемый очерк, который (по мысли автора) войдет в его очередную 27-ю книгу.

Стать профессиональным художником - такая блажь мне в голову никогда не приходила. Рисовать я любил с самого раннего детства. Мой дед Александр Иванович Рогожин, будучи неплохим аквалеристом-любителем, находил в моих детских опытах "что-то обещающее". По его совету мама записала меня в кружок рисования, и я раза три сходил на занятия, где под руководством какого-то старого мараз-матика (в прошлом, говорят, известного московского художника) де-сятка два подростков овладевали искусством рисовать с натуры пи-рамиды, конусы, шарики и прочие стереометрические Фигуры. Мне, уже умевшему по клеткам искусно копировать портреты вождей, зна-менитых писателей и прославленных летчиков, такого рода учение показалось абсолютно никчемным, больше того - унизительным, и я покинул "класс живописи".

Но рисовать не бросил. Наоборот, чтобы доказать огорченной матушке, что, занимаясь самостоятельно, я добьюсь куда больше ус-пехов, принялся изображать "живую натуру" в лице моих однокласс-ников, учителей, соседей по дому...

Но странное дело, карандашные портреты у меня получались какие-то деформированные, карикатурные. Сходство с оригиналом было, но самое отдаленное и: обидное для тех, кого рисовал. Найдя в физиономии позирующего какую-нибудь особинку, я совсем ненамерен-но выпячивал ее, искажая тем самым пропорции деталей. Получалось нечто шаржированное, а чаще - карикатурное.

Школьный учитель рисования, заметив во мне такие способности, стал всячески расхваливать меня, поощрять высшими оценками. Именно с его подачи кооптировали меня в редколлегию школьной стенгазеты в качестве карикатуриста. И я с удовольствием иллюст-рировал критические заметки о конкретных нарушителях школьных по-рядков, неуспевающих учениках, прогульщиках, обманщиках, драчу-нах, грязнулях...

Вскоре уразумел, что быть карикатуристом хоть и почетно, но небезопасно: бивали меня старшеклассники - герои карикатур. Бивали и в одиночку, и скопом. А жаловаться было стыдно. Еще хуже чувствовал я себя, когда сердобольные девчонки докладывали класс-ному руководителю, что видели, как бутузил меня какой-нибудь вер-зила из десятого класса. Начинался допрос. Но я стойко отрицал злонамеренность в действиях моего "приятеля", дружески похлопав-шего меня по загривку или по физиономии.

Дома, естественно, спрашивали, откуда у меня синяк под глазом.

разбитая губа, шишка на темени: Приходилось лгать. Но шила в мешке не утаишь, и на одном из родительских собраний моя матушка, каким-то образом узнавшая правду, потребовала, чтобы ее чадо ос-вободили от обязанностей школьного карикатуриста. Освободили.

Но я уже не мог бросить свое увлечение карикатурой. Правда, персонажами моих рисунков стали абстрактные лица. И если они слу-чайно получались похожими на кого-то из моих недругов, а тем паче на обидчивых приятелей, превосходивших автора физической силой, такие варианты я складывал в особую папку и никому не показывал.

Однако пришло время, когда мое умение рисовать забавные рожицы и мерзкие хари оказалось востребованным. В военной авиашколе, затем в истребительном полку я был бессменным редактором "Боевых листков". Крушил наотмашь разящим пером сатиры и немецко-фашистских захватчиков, и своих (прости, Господи!) нерадивых сослужив-цев. Развернись плечо, размахнись рука... И после демобилизации, учась в МГУ, охотно снабжал своими рисунками и факультетскую стенную печать, и многотиражку "Московский университет".

Преддипломную производственную практику я проходил в заураль-ской областной газете "Красный Курган". В редакции оказалось сво-бодным место штатного художника, и меня определили на его ставку. А раз так, я заявил ответственному секретарю, что в самом деле могу рисовать карикатуры. Высунулся себе на горе: чуть не завалил практику, поскольку вместо статей и репортажей, которые обязан был по плану представить на факультет в виде отчета, приве









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования