Молодежная линия

№6 8 февраля 2007


Готовим руку к письму

Прежде чем ваш малыш научится писать, его мелкая моторика долж-на быть развита на-столько, чтобы пальцы легко и твердо удержи-вали карандаш или руч-ку. Ребенок будет готов к этой работе, если ранее упражнялся с другими материалами, развивающи-ми пальцы: пересыпание круп, развя-зывание шнурков, игры с прищепками. Приведем некоторые подготовитель-ные упражнения, рекомендованные немецкой академией развития и реа-билитации на основе материалов меж-дународного Монтессори-курса.

"Прищепки в корзинке"

Для этого упражнения приготовьте корзин-ку с деревянными бельевыми прищепками, края которой не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменить плоской фигурой из толстого картона. Покажите малышу, как вы-нуть прищепки одну за другой и, держа каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзин-ки. Многократное повторение движения сжи-мания и разжимания с усилием бельевой при-щепки дает отличную тренировку кончикам пальцев. Известно, что развитие пальцев связа-но с развитием правого и левого полушарий головного мозга, и если в выполнении упраж-нения участвуют две руки, значит, тренируется скоординированность работы сразу обеих рук, а слеждовательно, и обоих головных полушарий. Наблюдая, какой рукой предпочитает работать ваш ребенок, можно определить, левша он или прав-ша. Исправлять эту склонность не следует. Од-нако можно лишь приветствовать работу ре-бенка обеими руками.

"Капли в ячейках"

Для развития мелкой моторики трех основ-ных пальцев руки - большого, указательно-го, среднего - предложите малышу игру с пипеткой. Приготовьте маленький поднос, где лежит платформа с ячейками (для кубиков из льда) и пипетка с "тугим" наконечником. На-лейте в пузырек чуть подкрашенную воду. По-кажите ребенку, как взять пипетку и, сжимая ее колпачок тремя основными пальцами, на-брать воду из пузырька. Аккуратно перенеси-те пипетку с водой к платформе с ячейками и заполните ячейки каплями, сжимая колпачок пипетки. Если ребенок заполнил всю платфор-му, то капли с помощью пипетки отправляют-ся назад в пузырек. Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пипетки, ре-бенок тем самым упражняет именно те паль-цы, которыми будет потом писать. Упражне-ние требует концентрации внимания, что так-же немаловажно при обучении письму. Если малыш сделал неловкое движение и капля упа-ла на поднос, он легко заметит ошибку и тут же исправит, подхватив каплю той же пипет-кой. Упражнение прекрасно тренирует точность в мелких движениях руки.

"Перекладывание бус пинцетом"

Следующее упражнение требует предельно-го внимания и внутреннего контроля. Вам по-надобится маленький поднос, платформа с ячейками для бус, медицинский пинцет (мож-но воспользоваться косметическим пинцетом, но он меньше и работа с ним сложнее) и чаш-ка с крупными бусинами. Бусин ровно столько, сколько ячеек в платформе. Покажите ребен-ку, как взять пинцет, аккуратно захватить кон-цами бусину из чашки и перенести ее в ячейку платформы. Когда платформа окажется за-полненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку. Эта работа тре-бует большой точности в движениях.

"Как режут ножницы

Чтобы тренировать мышцы кисти руки, на-учите вашего малыша работе с ножницами. На листах толстой цветной бумаги обозначьте линии отреза. Дайте ребенку в правую руку ножницы, а в левую - листок бумаги и помогите отрезать небольшой кусочек. Позднее кроха на-учится резать по линии и выполнять сложные движения по вырезанию узоров. Напрямую этот материал не готовит ребенка к письму. Но, при-обретая сложный навык уверенно держать нож-ницы и резать точно по специальным линиям, малыш тем самым готовится к тому, чтобы так же уверенно его рука держала карандаш и вела по бумаге точные линии.

"Вышивание на картоне"

Это самое сложное, но тем не менее инте-ресное упражнение. На листе картона нари-суйте простой рисунок из линий - треугольник, квадрат. Точками наметьте места, где пойдет иголка с ниткой. Положите на поднос клубок шерстяных ниток и толстую иглу для ковроткачества. Покажите ребенку, как смо-тать с клубка нитку (ее заранее отмерьте и отрежьте) и вставить ее в ушко иголки. Концы нити соедините









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования