Молодежная линия

№4 25 января 2007


Есть вопрос

ЛЮБОВЬ ДО ШЕСТНАДЦАТИ

В школе дети не только учатся читать и писать, но еще и жить. А чтению и письму, говорят учителя, можно научиться, только если для работы созданы идеальные условия. Поэтому, если девочка просит учителя вернуть ей место за одной партой с тем самым мальчиком, c которым она сидела раньше, быть может, это вовсе не детский каприз, а жизненная необходимость. Дети пребывают в поисках, они ищут в глубинах своего сердца. Им хочется понять, почему, когда любишь кого-то, этот кто-то не любит тебя так же сильно.

Если войти в школу и спросить у первой же девочки из шестого, седьмого или восьмого класса, сколько у них в классе сейчас "парочек", то поразит точность ответа.

"Какое идиотство - дожить до двенадцати с половиной лет и нравиться кому угодно, только не Матье Саладену!", - в ярости говорит сама себе героиня одной французской книги и, взобравшись на вишню в саду, обхватывает руками ствол, закрывает глаза и представляет, будто обнимает названного одноклассника.

Такие же переживания кипят в жизни. И они могут показаться смешными. Но они естественны для подростков, что пристально следят за тем, у кого уже есть "жених" или "невеста", а у кого - нет. Смотрят с восхищением или презрением, в равной степени непостижимыми.

Франция или Россия, литература или жизнь - разницы нет. Вот подлинные строки из письма девочки, которая ходит в костромскую школу: "Моя проблема в том, что я не могу не обращать на него внимания. Я хожу по школе, чтобы его увидеть. Я выучила наизусть его расписание уроков. Это плохо. Я бы хотела не видеть его, я себе уже много раз говорила, что не буду его видеть, но стоит мне прийти в школу и - все: И продолжаю искать его по школе. А если его не увижу, то мне весь вечер грустно и плохо".

Другая наша школьница вспомнила, что было, когда весь класс узнал о том, с кем она дружит:

- Теперь всем стало понят- но, почему вдруг это он зашел за мной перед последним звонком, почему нас так часто видели вместе и почему это вдруг именно я - все время среди мальчишек нашего класса. Мне кажется, в глазах одноклассниц я просто выросла. Все вдруг стали со мной приветливы и доброжелательны и задают один и тот же вопрос: "Ну почему вы не хотели, чтобы мы об этом знали? Это же так здорово, что вы дружите!"

Последнее утверждение - счастливая редкость. Когда люди вместе учатся и знают друг друга с первого класса, чаще всего, отношения построить бывает очень сложно.

Однако, помимо этих своих "детских" сложностей, есть еще и другие: реакция взрослых. Дети порой только и слышат: "Ты должен то, ты должен это:" Всюду - должен, а право - только одно: слушаться старших. Для всего остального - еще маленький! Такое лицемерие родителей и учителей рождает целые поколения несчастных потерянных детей, которые вырастут такими же озлобленными лицемерами.

Можно понять учителей и родителей, которые жалуются на то, что дети, переполненные любовными переживаниями, перестают заниматься чем-либо дома, в том числе и уроками. И школьная успеваемость из скверной превращается в катастрофическую.

Любовь поглощает их целиком, занимает все мысли. О чем бы ни думали влюбленные школьник или школьница, все - о любви. Мысли, блуждавшие по миру, сосредотачиваются на одном единственном.

Однако многие дети продолжают учиться так же хорошо, как и раньше: они стараются от всего сердца. Ведь теперь они знают, что оно у них есть - сердце, которое раньше дремало, теперь проснулось. Сердце, которое раньше было принялось задавать вопросы. Теперь они не идут в школу и не бегут даже. Они летят.

Любовь окрыляет и приносит радость. Она придает силу и смелость. И ребенок, всегда очень молчаливый, может вдруг разговориться. А другой, трещавший без умолку, вдруг станет задумчив и рассудителен.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования