Молодежная линия

№2 11 января 2007


ОСТРОВ, ГДЕ ИСЦЕЛЯЮТСЯ ДУШИ

Фильм "Остров" Павла Лунгина, вышедший на киноэкраны в конце этого года, вызвал массу откликов как в российской, так и западной прессе. Сами посудите: художественный фильм, не о "бандитско-ментовских" разборках, не о киллерах и маньяках, а о русской духовности, вере и Боге. Такого, если мне не изменяет память, мы еще не видели:

Есть в нашей стране "добрая" традиция - вокруг любого общенародно значимого произведения искусства (а фильм "Остров" несомненно, относится к этой группе) ведутся ожесточенные споры, часто не имеющие никакого отношения к предмету обсуждения. Полемика разгорается скорее о политических, этических или религиозных убеждениях автора или его критиков. Рано или поздно разговор переходит на личности - и все участники спора начисто забывают о чем, вообще, шла речь поначалу.

Похоже, придется и мне начать рассказ об "Острове" не с его художественных достоинств, а с общественного резонанса, вызванного лунгиновской картиной.

Павел Лунгин - один из самых загадочных режиссеров современного кинематографа. Знаменитый парижский "затворник", почти не бывающий на Родине, он раз за разом снимает картины, отображающие, словно зеркало, все замысловатые перипетии российской жизни. "Такси-блюз", "Луна-парк", "Олигарх", "Свадьба" - в его фильмах запросто смешаны все пласты общества; молодые и старые поколения, богачи и бедняки; прошлое, настоящее и будущее государства. Может быть, со стороны, из французского далека, отечественная жизнь видится как панорама - во всей своей полноте?..

Но все предыдущие фильмы Лунгина теперь уже, после "Острова", кажутся не более чем этапами постепенного приближения к самой сердцевине русской души.

Это не громкие слова. На самом деле, и Павел Лунгин, и бывший рок-музыкант Петр Мамонов, сыгравший главную роль, шли к созданию этой киноленты всю свою жизнь. Люди, не раз опускавшиеся на самое "дно" - духовное и социальное, - они, наверняка, как никто, знают, какова она: Дорога к Храму.

Тут, кстати, уместно будет заметить, что "Остров" - это единственное кино, чьи афиши размещены на сайтах православных монастырей и епархий. На премьеру фильма ходили целыми приходами. Иерархи, конечно, не забыли попрекнуть Лунгина за прошлые прегрешения, за либеральные взгляды, и что Павел Семенович де постмодернизмом увлекается. Но все же речь больше идет о духовном перерождении живого киноклассика. С другого конца общественно-политического спектра на Лунгина посыпались обвинения в косности, ретроградстве и в чем-то там еще, столь же нехорошем.

Складывается впечатление, что ни те, ни другие так и не поняли смысл картины.

"Остров" - это не трактат, не духовный манифест. Это живая человеческая история. Матрос Анатолий, которого в годы Великой отечественной фашисты заставили убить товарища, от невыносимой тоски и раскаяния подался в один из северных русских монастырей. Там, среди дремучих лесов, испокон веков шло размеренное бытие монахов, бежавших от мира, от злобы и суеты. Там другие законы: вместо извечной мирской жажды богатства и славы - лишь бескрайние снега, упирающиеся в хмурое небо:

Действие основной части картины происходит в 70-е годы. Вокруг того самого острова, на котором приютился монастырь - громадная махина государственного атеизма. А здесь, отрешенный от внешнего мира, крошечный заповедник духовной свободы - вся житейская суета осталась за пределами острова.

Но и здесь нет Анатолию покоя - ведь того, что было не изжить. Память безжалостным червем изводит его душу, постоянно напоминая о смертном грехе. Обилие снега в фильме - как отражение его души: вечная зима и ожидание весны-прощения... Даже для монахов Анатолий чужак - слишком истовый, временами просто бесноватый. Равнодушный ко всему, что не относится к любви и служению Богу. Внутренняя боль превратила его в того, кого раньше на Руси называли блаженными. Он исцеляет паломников и предсказывает будущее. И вечно молит Господа о прощении.

Чем закончится эта история лучше читателям посмотреть самим. Уверен, каждый увидит и поймет в ней что-то свое. В этом и есть величайшая ценность фильма. И еще: постоянно возникает ощущение, что остров









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования