Молодежная линия
| №45 2 ноября 2006 |
КОСТРОМСКИЕ ПАРНИ ШЬЮТ КУКОЛ И МОЛОДЕЖНУЮ ОДЕЖДУ На III Всероссийском фестивале русского народного костюма, который проходил в Ярославле при поддержке фонда развития культуры при ЮНЕСКО, костромские студенты достойно представили наш город. Четверокурсники "Технолога" специальности "Дизайн" Алексей Погорелов и Василий Макаров получили поощрительные дипломы жюри фестиваля. Сегодня молодые начинающие дизайнеры в гостях у "Молодежки". Кукла должна быть теплой: Алексей Погорелов выставлял на фестивале коллекцию кукол. Из 100 участников, занятых изготовлением кукол, он был единственным представителем сильного пола. Этот первый его масштабный показ получил высокую оценку. Новаторское решение в изготовлении игрушки и авангардное творчество - так охарактеризовали члены жюри коллекцию Алексея. - Алексей, что натолкнуло тебя на мысль заняться созданием кукол? - Мне на глаза попалась статья московского психолога, который занимается проблемами детской психики. В статье шла речь о том, какими куклами играют дети. Ребенок воспринимает куклу таким же "ребенком", как и он сам - с руками, ногами, глазами, только пластмассовым. Кукла не может реагировать на боль, не может жаловаться, когда ребенок ради любопытства выкалывает ей глаза или отрывает руки. И, выходя на улицу играть с детьми, он может неосознанно поступать с ними, как с куклой. Поэтому ученый-психолог призывает родителей задуматься, какими куклами ребенок должен играть. Вообще, кукла для наших предков изначально была обрядовым символом. Она оберегала от сглаза, нечистой силы, и ребенок играл с ней, получая не только игрушку, но и энергетическую защиту. - А ты в обереги веришь? - Я православный, и для меня един Господь. Но как исторический аспект, язычество умалять нельзя. Это наше прошлое, и мы обязаны его знать и чтить. - Кукол ты специально для фестиваля шил? - Это моя курсовая работа. Создавал свою коллекцию в течение года. Прежде чем приступить к работе, прочитал несколько книг по изготовлению кукол, познакомился с этнографическими материалами по созданию костюма, орнаменту ткани, технике. В моей коллекции 15 кукол, из них три - точные копии обрядовых кукол, выполнены в натуральной технике из натуральных материалов. Остальные - творческая переработка, сделаны из новых современных материалов, которые использовались и для набивки, и для костюма. - Трудно было постигать это ремесло? - Первая моя кукла - каргапольская обрядовая праздничная. Сложность была в том, как воплотить голословную теорию в практику. Но после того, как я ее сделал, пошли мысли, как упростить технологию. Одним словом, пошел творческий процесс. Шил кукол вручную. В костюме использовал вышивку. - С точки зрения психологии, узнавал, как реагируют дети на твоих кукол? - Одной из моих кукол играла дочка знакомых. Современный материал, который я использовал в качестве набивки куклы, мягкий и теплый. Такую игрушку приятно брать в руки. Она греет, а это очень хороший психологический эффект. - А в детстве ты какими игрушками играл? - В основном, отдавал предпочтение мягким игрушкам - плюшевым животным. - Ты получаешь профессию дизайнера. Дизайн сам по себе предполагает широкое поле деятельности. Что тебе ближе, чему отдаешь предпочтение? - Наверное, мне ближе прикладное творчество, но в то же время очень интересен дизайн костюма. Скорее всего, загонять себя в определенные узкие рамки я бы не стал. Мне интересно все, и хочется попробовать себя в различных дизайнерских направлениях. - В плане познания профессии дизайнера, что тебе дало создание коллекции кукол? - Для меня это хороший опыт по изучению и стилистике народного костюма. К сожалению, в российской индустрии моды народные мотивы мало используются. По народным источникам работает разве что Вячеслав Зайцев и некоторые молодые авторы. За границей по народным мотивам делают огромные коллекции, которые имеют потрясающий успех. |