Молодежная линия
 | №8 17 февраля 2005 |
ЕЛЕНА САФОНОВА: "КРУТОЙ АВАНГАРД - ЭТО ПЕРЕВЕРНУТАЯ КЛАССИКА" Елена Сафонова работает главным художником костромского драмтеатра около года. Приехала в Кострому по приглашению главного режиссера театра Сергея Морозова. Творческий тандем художницы и режиссера состоялся в Калининграде на сцене Калининградского областного драматического театра, где плодом совместного труда стали два спектакля. Предложение главного режиссера Костромского театра им.Островского Елена приняла с энтузиазмом, поскольку любит экспериментировать. Ее очередным экспериментом в театре стал авторский спектакль "Нежный бес", оформленный и поставленный ею на малой сцене. В общей сложности на счету театральной художницы более 80 спектаклей. - Елена, художественный театральный промысел, наверное, не случайно появился в вашей жизни? - Театром я увлеклась довольно поздно, в 24 года. Мне было не важно, кем быть в театре. Поэтому я поработала во всех театральных цехах. И тогда мне повезло: я встретила человека, который меня "удочерил" под театр. Это был главный режиссер Серовского драматического театра Олег Сидорин. Он посмотрел, как я мела сцену перед спектаклем, сказал: "Будем делать из тебя человека". И сделал из меня художника. Для моей учебы приглашались лучшие сценографы России. Вот так я получила частное образование и через три года обучения - специальность художника-постановщика. Вообще с учителями мне повезло. Я счастлива, что своей ученицей меня назвал Олег Шейнцис, главный художник Ленкома. Я у него была на стажировке. Если Сидорин приучал меня к классическому театру, то Шейнцис с режиссером Евгением Марчелли (в тот период я с ним работала) прививали мне навыки более современного авангардного театра. - Наверное, ваши художественные способности проявились не на пустом месте? - Как выяснилось, мой прадед держал частный симфонический оркестр на Урале в Богословске. Выходит, мне передались пристрастия деда. В детстве училась в художественной школе в академическом классе. Все дети учились четыре года, а меня взяли сразу в пятый класс и сразу для подготовки в академию. В академию я не пошла по принципиальным соображения: не хотела поступать "по блату". Поэтому после окончания школы пошла работать на завод. Позже поняла, что погорячилась. - Елена, вы стажировались в Москве, а поработать на столичных подмостках вам довелось? - В вахтанговском театре с Евгением Марчелли мы делали спектакль "Лев зимой" в главной роли с Василием Лановым. - В чем отличие столичного театра от провинциального? - Театр - он везде театр. В столичном больше возможностей в финансовом плане. На тебя работают мощные мастерские, тебя не стесняют в тратах. Например, на спектакль "Лев зимой" мы покупали обувь для актрис от Пьера Кардена. В провинции с финансами намного скромнее. Но опять же, как на это посмотреть. Можно жаловаться: нет денег, можно напустить вуаль - и поди догадайся, из чего это сделано. Театр на то и театр: он должен обманывать. Мой принцип: провинциальный спектакль по своему зрительскому "аху" не должен отличаться от столичного. - Елена, наверное, в вашем творчестве есть спектакли в которых вы достигли художественных высот? - В Тильзит-театре постановка "Ночной бой бабочек" и "Безотцовщина" в калининградском театре. Это вершины, которые мне удалось взять. Я в этих спектаклях могу ответить за каждую пуговичку. Есть спектакли, за которые стыдно. Думаешь: "Господи, зачем я взялась?". Это естественно. Я нормальный человек, и благо, работаю с людьми, которые позволяют мне ошибаться. Требовать шедевры постоянно невозможно. Однако планку держать надо и на каждом спектакле доказывать, что ты имеешь право этим заниматься. - При оформлении спектакля работа художника строится на интуиции или вы просчитываете ситуацию, чтобы привлечь зрителя? - Срабатывает интуиция. Для того, чтобы потом все разложить по полочкам, существуют театраловеды. Я оформляла спектакль "Маскарад". Цветовая гамма костюмов к этому спектаклю была красно-бело-черная. Мне показалось скучновато. Решила ввести еще какой-нибудь цвет. Ввела бирюзовое платье для Нины, а потом еще Звездичу сделала такого же цвета мундирчик. Театраловеды долго потом говорили, |