Молодежная линия

№ 7 10 февраля 2005


МАШИНА ВРЕМЕНИ

О машине времени мечтает все человечество, но она так до сих пор и не изобретена. Между тем она существует. Каждый писатель-фантаст - это живая машина времени. Вспомните Жуля Верна. В своих произведениях он предсказал массу будущих изобретений, в частности - подводную лодку. Автор "Гиперболоида инженера Гарина" предвосхитил создание лазера:

Не будем перечислять многочисленные имена и факты предвидения из соображений экономии газетной площади.

Разум писателя позволяет ему заглянуть не только в будущее, но и в прошлое. По большому счету, вся историческая художественная литература - это фантастика, дающая задний ход "машине времени". Как о будущем, так и о прошлом, в котором мы не жили, нельзя говорить, претендуя на абсолютную достоверность, - и там и тут, присутствует определенная доля вымысла.

Однако фантастика существует, она любима и востребована. Поскольку есть спрос - будет и предложение.

Удивительно, что в нашей области среди столь большого количества молодых литераторов почти нет фантастов. Молодым свойственно иметь смелые идеи, версии, догадки. Почему они не становятся "ясновидением" в литературе? Не оставляет времени на фантастику повальное увлечение стихосложением или молодые люди настолько не уверены в завтрашнем дне?

Быть может, разбор рассказа "В глубь времен" костромича Виктора Угрюмова даст толчок к творчеству?

Рассказ Виктора - это попытка предвосхитить создание машины времени. Автор видит ее по-своему и объясняет свою идею наглядно на примере охоты льва на зебру, восходя далее к доказательству божественного происхождения Вселенной. Право автора разрабатывать свою версию. Ему удалось "отследить" идею происхождения небесных тел. А что не удалось?

К сожалению, рассказ "не тянет" на звание "художественная вещь". Другие виды прозы допускают отклонения от требований художественности (например, документальная проза, журналистика). Фантастика же обречена быть исключительно высокохудожественной, это один из самых трудных жанров для воплощения писательского замысла.

У Виктора Угрюмова образное мышление недостаточно богато. Этот "минус" можно было бы компенсировать повышенной наблюдательностью. Фантаст более, чем кто-либо другой из пишущих, должен заботиться о придании максимальной реалистичности тексту. Для этого необходимо ярко прописывать детали, создавать живые образы, дающие иллюзию реалистичности описываемых событий. В рассказе "В глубь времен" этого нет. Нет в нем также портретов "действующих лиц" и их характеров.

Фантаста должно отличать глубокое знание материала. За письменным столом он должен быть ученым, который через художественную подачу излагает свою научную гипотезу. Насколько это присутствует в предлагаемом рассказе, читатель пусть судит сам, в меру своей эрудированности.

В целом рассказ, несмотря на некоторые недостатки, стоит того, чтобы его прочли.

Т.Иноземцева,

ведущая рубрики.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования