Молодежная линия
| №39 23 сентября 2004 |
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА Многие думают, что чем выше коэффициент интеллекта, тем умнее человек. Тестирование интеллекта было очень популярно в мире еще несколько лет назад. У нас же оно особенно популярно сейчас. Вышло несколько книг, да и в периодике стали появляться тесты для проверки интеллекта. Однако на том же Западе популярность подобных тестов пошла на убыль. И во многом из-за того, что широкомасштабные исследования показали, что так называемый коэффициент интеллекта (IQ) - весьма относительная мера для человеческого ума. Отмечается, что IQ скорее говорит о скорости мыслительных процессов (задания тестов необходимо выполнить за ограниченный отрезок времени), а не об умении мыслить или об оригинальности мышления. В то же время среди величайших мыслителей было немало тугодумов, например Альберт Эйнштейн. Следует отметить и то, что, как показали исследования, выдающихся успехов в науке, искусстве, бизнесе и политике зачастую достигают те люди, у которых невысокий IQ, в то время как те, у кого высокий коэффициент интеллекта, особых успехов не добиваются и зачастую беспомощны в решении житейских вопросов. Бытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта (IQ), то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться. Впервые коэффициент IQ (соотношение умственного и фактического возраста) был применен в 1916 году. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка - 100. Если достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160 - то это уже вундеркинд. В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников. Вывод отсюда следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности. |