Молодежная линия

№29 15 июля 2004


СНОВА ВМЕСТЕ

6 июля в Костромском государственном художественном музее на месяц открылась выставка картин, посвященная 75-летию известных художников-костромичей Шуваловых: Николая Васильевича и Татьяны Владимировны.

Будущие супруги по Божьей воле появились на в свет 1929 году в один и тот же день, а покинули мир, едва переступив порог 50-летия. Их можно с уверенностью назвать мастерами яркого таланта и темперамента. До поры до времени их зрителями была только интеллектуальная элита. Работы Николая ввиду их новаторства и широты тем, к которым он обращался, критики не пропускали дальше зональных выставок. Сейчас нелегко понять, что же крамольного усматривали идеологи в таких чистых и очень русских картинах, как "Хлеб", "Предки народного искусства", "Материнство". возможно, в эпоху воинствующего атеизма даже отдаленное напоминание об иконе, церковной скульптуре, обращение к художественному наследию Древней Руси воспринималось как противостояние линии искусства соцреализма.

Во многих своих работах, даже в рисунках, Николай Шувалов оставался монументалистом. Об этом говорит не только его гражданский триптих "Борцы за свободу", но и графика, путевые этюды, иллюстрации к шедевром мировой литературы, портреты. Кстати, именно портрет явился одной из главных тем живописца. Мастера привлекали личности неординарные, фундаментальные ("Иван Грозный", "Паганини"). В галерее представлено и несколько автопортретов самого Николая, на которых он хоть и менялся из года в год, все такими же неизменными оставались его глаза - умные и проницательные.

Есть в творчестве Н.Шувалова и сатирические мотивы. Взять хотя бы "Окраину", изображающую толпу разгулявшихся мужиков возле пивного ларька.

Татьяна Шувалова, несмотря на то, что находилась в "поле сильного напряжения", что исходило от личности ее мужа, безусловно, сохранила в творчестве свое лицо. Портреты и натюрморты - основные жанры живописи, в которых она проявила свой талант. Мимо чуткого взора художницы никогда не ускользали предметы, созданные руками умельцев разных народов. Все работы поражают насыщенностью колорита. Она часто писала живые цветы: как комнатные, так и луговые. При этом во всех натюрмортах проглядывает элемент случайности, как будто она "застала" предметы в таком сочетании и не захотела ничего менять. Наглядные примеры - "Натюрморт с укропом", "Натюрморт с кринками" и "Узбекский натюрморт".

Перу художницы принадлежит и несколько автопортретов. Эти работы в какой-то мере собирательны, в них нашел воплощение русский характер - та самая русская женщина, которая "и коня на скаку остановит:", хранительница домашнего очага, сильная, волевая. Не раз писал портреты жены и Николай Шувалов. Одним из лучших признан "Портрет в павловской шали".

Николай и Татьяна много путешествовали, почти ежегодно отправляясь за границу туристами. Из поездок этих они привозили этюды, зарисовки, по мотивам которых возникали новые полотна.

Сильным эмоциональным импульсом в творчестве Шуваловых стала поездка в Индию. Их "индийские" работы запечатлели экзотическую красочную природу, архитектуру, особенности культуры и быта Востока. "Сколько цвета, пестроты и солнца!" - вспоминали после "вояжа" художники.

И.Мухлисова.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования