Молодежная линия

№20 15 мая 2003


СУДЬБА ДЕВОЧКИ ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

15 мая - Международный день семьи.

Каждая семья - особый, не похожий на другие, мир. И вместе с тем, история одной семьи - маленькая частичка целой эпохи.

Великая Отечественная война стала трагическим изломом в судьбе тысяч самых обычных счастливых семей:

Родилась эта девочка в счастливой ленинградской семье в новогоднюю ночь с 1926-го на 1927 год. Ниночка стала третьим и тоже желанным ребенком в семье любящих супругов Михаила и Любови Морозовых. Подрастали старшие дети - Николай и Надежда, три года уже было Ниночке, и двадцатисемилетняя Люба подарила мужу еще одного сына - Вовочку. Жили Морозовы в двухкомнатной квартире кирпичной пятиэтажки на улице Красной Конницы, около Таврического дворца, как раз напротив Смольного. Михаил Степанович хорошо разбирался в машинах и работал в гараже Транспортной академии на Васильевском острове. Любовь Трофимовна, как только подросли дети, пошла служить в Смольный на телеграф. Роскоши не было, но жили в достатке, купаясь в тихом семейном счастье. За учебу отец строго не спрашивал (хотя оценок никто никогда плохих и не приносил), зато усердно учил детей рисованию, акробатике и хоровому пению. Старинные песни исполняли всей семьей, стоя рядом. Николай и Нина еще и на гитаре играли. Пели для гостей семьи и просто для себя. <Я никогда не видела маму хмурой, озабоченной. Она постоянно была в настроении и что-то всегда напевала>, - вспоминает Нина Михайловна. - Помню, как отец, не имея художественного образования, учил нас рисовать белую лошадь на большой фанере.

Счастье оборвалось внезапно в 1939 году - отец умер от крупозного воспаления легких. Мать руки не опустила: чтобы прокормить и выучить детей, она пошла работать в гараж военакадемии маляром. Старший сын поступил после школы в электротехнический институт связи, Надя устроилась работать, Ниночка в июне 1941 года была принята без экзаменов, как круглая отличница, в механико-конструкторский техникум. Младший Володя учился в школе и отлично рисовал.

22 июня 1941 года Нина вышла утром во двор и услышала, как разговаривают мужчины о войне. Пришла через несколько часов домой, а мать только что прослушала объявление по радио и сообщила дочери уже на пороге: <Война!>

Старших брата и сестру посылали за город рыть окопы и противотанковые рвы, строить дзоты. Иногда с этих работ Коля приносил домой бидон супа, который не съели ополченцы. Нинин техникум стали эвакуировать в Казахстан, предлагали и ей, но уехать от родных она не захотела. Младшего брата со школой летом эвакуировали под Ярославль. Двенадцатилетний ребенок, ни разу не покидавший родного дома, письма в Ленинград писал почти каждый день: <Мама, я умру вместе с вами, только возьми меня отсюда>. И сердце матери не выдержало: она съездила и привезла Володю и еще двух девочек, о которых просила их мать, и двух мальчишек, увязавшихся за ними. Вернулись в город как раз накануне блокады. Брат привез из деревни собранную им коллекцию бабочек и был счастлив.

8 сентября над городом впервые залетали бомбардировщики. Через несколько дней они уже стали привычным явлением для ленинградцев. Когда звучал сигнал тревоги, Нина с младшим братом и сестрой уходили в бомбоубежище, а мама и Николай никогда туда не спускались. Не было ни сил, ни желания. У мамы желание было только одно: накормить детей. Она ездила за город к линии фронта за капустными кочерыжками, покупала мясо убитых на фронте лошадей. Хлеба по карточкам: на всю семью давали всего 875 граммов в день, и представлял он из себя скорее клейстер - отходы с бумажных фабрик, а никак ни продукт питания. Ходили за ним в булочную. Отоварившись, надо было еще донести пайку домой. Озверевшие от голода люди выхватывали это подобие хлеба прямо из рук. Нина Михайловна вспоминает, с каким ужасом она наблюдала, как избивали подростка толпа, когда он, схватив с весов чужую пайку, засунул ее в рот. Каждый спасался от голода как мог. Соседи Морозовых, жившие в квартире напротив, хлебом друг с другом не делились. Получавшие рабочие пайки по 250 граммов мать и дочь выжили, а сын, получавший детскую - 125 г - умер. (Глава семьи, вернувшийся с фронта,









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования