Молодежная линия
 | №14 3 апреля 2003 |
КРАСОТА ПОВСЕДНЕВНОГО Умеют же художники устраивать себе праздники! Годами в своих мастерских -- часто тесных, темных, без удобств -- что-то создают в одиночестве, а потом вдруг организуют показ работ и радуются, как дети, когда находят у зрителя понимание! Сказанное относится и к Анатолию Лебедеву. На вернисаже среди добрых слов, приличествующих событию, звучали и о приятном удивлении, некоторой неожиданности даже для коллег самого факта выставки. Дело в том, что Анатолий Федорович известен в городе как опытный педагог -- 30 лет он преподает в детской художественной школе N 1, и лишь близкие да друзья знают о его постоянной творческой работе. В залах муниципальной художественной галереи экспонируются произведения А.Лебедева, выполненные в разных техниках. В принципе, любому художнику достаточно иметь лист бумаги и карандаш, чтобы поведать о своем отношении к миру, и все же... Каждый материал вносит дополнительную выразительность, помогает полнее раскрыть замысел. Выставка являет нам художника со своим почерком, пристрастиями, излюбленными мотивами. В работах преобладают холодные тона, цвета сближены, свето-воздушная среда легкая. Дома, деревья, люди, предметы словно выплывают из-за плоскости холста, листа и успокаиваются в своем неторопливом движении, давая возможность любоваться ими. Время течет неспешно, несуетно ("Весна. Женщины в белом", "Дождливый день"). Едва ли не самое заметное исключение -- "Натюрморт с тыквой": живопись плотная, цвет густой, насыщенный. Огромная, оранжевая, с выпуклыми рельефными боками тыква заняла весь стол и, кажется, источает жар солнца, впитанного летом, заполняет горячим светом пространство холста. Передана тяжесть, сочность плода и -- восхищение щедрым даром природы. Для Анатолия Лебедева характерно поэтическое восприятие реального мира. Погодные явления, случайная встреча, предметы старины, луговые цветы и травы -- все становится объектом эстетического переживания художника. Листва омытых дождем лип заплетается им в сине-зеленое кружево, вызывая в памяти ощущение прохлады и свежести, а прозаический сорняк декоративен и величествен, как редкое экзотическое растение ("Липы после дождя", "Лопухи"). После просмотра выставки я побеседовала с художником. -- Писатель Виктор Шкловский, некогда обращаясь к студентам Литературного института, восклицал: "Нельзя писать, чтобы зарабатывать! Наоборот, надо зарабатывать для того, чтобы писать!" Вы три десятилетия отдали педагогической деятельности. Что для вас важнее -- художественное творчество или преподавание? -- Школа помогает не думать о продаже работ, хотя она не обеспечивает финансового благополучия, но зарплата позволяет заниматься тем, чего душа просит. Прежде несколько раз сдавал в салон пейзажи, теперь жалею об этом, они потеряны для меня навсегда. За годы сложился определенный творческий ритм: три дня в неделю уделяю школе, остальное время плюс отпуск в деревне посвящаю искусству. Надо бы каждый день писать, но не получается. Это как у спортсмена: сделал перерыв, надо наверстывать упущенное, чтобы добиться результата. -- Чему вы учите детей? -- Задача школы -- дать азы художественного образования, чтобы по окончании выпускник мог поступить в другое художественное учебное заведение. За четыре года надо раскрыть индивидуальность каждого ребенка, его потенциал. А еще научить красоте, добру. -- А чему учитесь у детей? -- Смелости, искренности, необычности в подаче. Они так организуют плоскость -- диву даешься. -- Анатолий Федерович смеется. -- Им не приходится преодолевать влияние великих мастеров прошлого. Преподаватель должен помочь ученику определить идею, а он выразит по-своему: свежо, интересно. -- Помня пушкинское "Ты сам свой высший суд", как вы оцениваете выставку? -- Прежде всего благодарен сотрудникам галереи за возможность увидеть свой труд со стороны. Несколько работ считаю удачными. В целом выставка получилась, и я счастлив! -- Чем вы дорожите в искусстве, в жизни? -- В искусстве ценю неподдельность чувств. Считаю, если что-то нравится, надо восторженно |