Молодежная линия
 | №10 6 марта 2003 |
ГДЕ ПРОСТО, ТАМ АНГЕЛОВ ДО СТА... Известный писатель-костромич Владимир Григорьевич Корнилов рассказывал: когда впервые осмелился показать свои произведения профессионалу, тот настолько испещрил красными чернилами рукопись, что страница была сплошь красна. Возвращая текст, сказал: "Хорошо! Работайте. Из вас толк выйдет". Заметив растерянность в глазах молодого литератора, добавил: "Если б рукопись ничего не стоила, я не стал бы на нее время тратить..." Молодым литераторам не следует обижаться на замечания старших товарищей, это -- школа. С рукописью беспомощного в творчестве человека никто не возьмется работать. Разбор стихов в "Литературной страничке" такие же замечания "на полях" рукописи, только более подробные. -- Сегодня мы рассмотрим стихотворение Дарьи Демидовой "Судьба". Прочитайте его. 1. Ты ломаешь меня, 2. Будто спички, легко, 3. Я бегу от тебя, 4. Но широкой рекой 5. Настигаешь меня, 6. И волна из огня, 7. Словно бы пластилин 8. Сминает меня. 9. Твой удар все сильней, 10. Бьешь точней и точней, 11. Не давая опомниться, 12. Не давая собраться, 13. Но я сильная, я 14. Не хочу поддаваться. 15. Буду жить, буду петь, 16. Буду ждать и любить, 17. Лишь бы только успеть, 18. Лишь бы только дожить... Стройное до седьмой строки стихотворение дальше начинает "хромать": в восьмой строке потерян первый безударный слог. У опытных поэтов укороченная строка допускается, но, как правило, в конце стихотворения, когда автор хочет усилить этим логическую точку. В стихотворении "Судьба" строка укорочена в середине стихотворения, она не несет особой исключительной смысловой нагрузки, и ритмический сбой воспринимается, как погрешность. Стихотворение писалось с ударением на последнем слоге каждой строки, по ритмике выпадает строфа с 11 по 14 строки: в 11 и 12 строках по два лишних слога в конце, в 14 строке -- один лишний слог. Смена ритмического рисунка у мастеров "высшего пилотажа" в поэзии встречается довольно часто, но это оправдано, как прием. У Дарьи сбой -- от неопытности, от того, что "слово в размеры стиха не ложится". В целом же стихотворение, если устранить погрешности, вполне жизнеспособно. Каждый из авторов стремится писать так, как он хочет, не желая ничего знать о теории стиха, -- об этом стихотворение Сергея Эло "Несколько слов в защиту поэзии". Каждому кажется, что он -- изобретатель и первооткрыватель в стране с названием "Поэзия". Но со временем всякий начинает понимать, что изобрел "велосипед", а первопроходцы прошли впереди толпой и немало "наломали дров". Многие из классиков начинали с авангардизма, но, набравшись опыта, сошли с этой "тропы войны". Все, что усложняет восприятие, мешает донести мысль до читателя, отвлекает -- в стихотворении не оправдано. Мысль должна быть изложена ясно. Ритмические сбои, усложненность и неестественность образов -- "камни преткновения" на вашем пути к сердцу читателя. Слова Плевросия Оптинского "Где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там нет ни одного" справедливы и в литературе. Однако нельзя впадать в другую крайность. Отсутствие образности убивает стихотворение. Приведу часть стихотворения "Весна приходит", бедное образностью. На первых весенних проталинах Среди прошлогодней травы Головками к солнышку тянутся Земные посланцы весны. Желтеют они на пригорочках, У стволиков белых берез, Букетики желтеньких солнышек, От зимних проснувшихся грез. С ритмом здесь все в порядке, однако стихотворение не художественно. В стихах Сергея Эло, напротив, обилие тропов (образов), приведу одну строфу стихотворения "Ускоритель": Поэтический ветер я всегда ощущал внутри, в иные времена он мог бы снести голову с плеч, словно памятник с пьедестала, и из души извлечь то, что столько лет в ней намерзало. Ритмические недочеты усложняют восприятие замечательного в целом стихотворения. Эту литературную страничку воспринимайте, как задание на дом: посидите над ней с авторучкой, почеркайте на полях, станьте редакторами. Какие замечания вы высказали бы авторам? Хотелось бы получить письма. Т. Иноземцева. |