Молодежная линия
 | №43 17 октября 2002 |
ВОЗДУШНЫЕ ГИГАНТЫ! Впервые дирижабль был нарисован на знаках почтовой оплаты нашей страны, выпущенных в сентябре 1930 года в честь прилета в Москву из Германии гиганта "ЛЦ-127". История выпуска этих марок известна достаточно хорошо. "ЛЦ-127" был крупнейшим дирижаблем, построенным в Германии. Его размеры поражают воображение даже в наше время: высота более 30 и длина около 250 метров, объем 105 тысяч кубических метров, грузоподъемность 23 тонны. Понятно, что прилет гигантского дирижабля в СССР, где строительство воздушного флота было в центре внимания и считалось всенародным делом, стал важным событием. Из Москвы в Германию предполагалось отправить на дирижабле почтовую корреспонденцию. Для ее франкировки Наркомпочтель выпустил специальные авиапочтовые марки номиналом 40 и 80 копеек. Знаменитый немецкий дирижабль изображен на марках на фоне гигантских строек страны. Была выпущена всего одна тысяча экземпляров беззубцовых марок и 99 тысяч с перфорацией (зубцовка 101/2 или 121/2). Знатоки авиапочты легко заметят, что номиналы этих знаков оплаты не отвечают применявшимся в 1931 году авиапочтовым тарифам. Действительно, учитывая необычность полета, Наркомпочтель решил выпустить специальные марки для оплаты корреспонденции, отправлявшейся с "ЛЦ-127", установив для этого особые тарифы. Дополнительный авиасбор составлял для почтовой карточки 40 копеек, для закрытого письма 80 копеек. Марки продавались только на московском главпочтамте и только с 9 до 10 часов утра 10 сентября 1930 года. При покупке не было каких-либо ограничений, однако это имело место при сдаче корреспонденции для отправки с дирижаблем. Принималось не более пяти писем или открыток от одного лица и наклеивать обе марки на одно отправление не разрешалось. Остаток выпуска был доставлен в Берлин для продажи на филателистической выставке IPOSTA-1930. Беззубцовые марки этого выпуска обязаны своим появлением филателисту и тогдашнему наркому внутренних дел СССР Генриху Ягоде (возможно не без влияния зарубежных торговцев). Большая часть беззубцового тиража была продана на филателистической выставке IPOSTA в Берлине. При отправке корреспонденции марки гасились специальным штемпелем с текстом "По авиа "Цеппелин" черной мастикой. Известны также оттиски черно-фиолетового цвета. Штемпель применялся только для гашения почтовой корреспонденции, отправляемой специальным рейсом. На все почтовые отправления, перевезенные дирижаблем, были, кроме того, поставлены два дополнительных штампа лиловой мастикой: -- треугольной формы с изображением контура Московского Кремля и текстом на немецком языке: "Воздушный корабль "Граф Цеппелин". Рейс в Россию. 1930", штамп ставился на корреспонденцию, отправляемую из Германии; с текстом на немецком языке "Воздушным кораблем "Граф Цеппелин" Москва-Фридрихсхафен" ставился на корреспонденцию, отправляемую из Москвы. Штампы были изготовлены организаторами рейса. Существуют письма с беззубцовыми марками со штемпелем от 10.09.30, отправленные консультантом почтовой администрации П.Шаповым. Он изготовил по 10 писем с марками всех номиналов выпуска, в большинстве случаев с дополнительной почтовой оплатой благотворительными марками в помощь беспризорным детям, и отправил их до востребования самому себе на филателистическую выставку IPOSTA в Берлин. Известны также письма с более поздними датами использования. Так, существуют примерно 20 писем, адресованных берлинскому торговцу почтовыми марками Розенбергу, которые и называются поэтому "письмами Розенберга". Они относятся к 1936 году; известен, например, штемпель "МОСКВА 9" с датой "25.6.36". Условия и особенности выпуска сделали марки с гашением очень редкими. Особенно редки беззубцовые марки. Известны полные фальсификаты этого выпуска. Вначале подделки изготовляли без водяного знака, что приводило к их немедленному выявлению. Второе поколение подделок было снабжено "водяным знаком", но все равно существуют специфические признаки, по которым можно отличить подделку от оригинала. На марках довоенных выпусков дирижабли можно встретить до |