Молодежная линия

№43 17 октября 2002


ВОЗДУШНЫЕ ГИГАНТЫ!

Впервые дирижабль был нарисован на знаках почтовой оплаты нашей

страны, выпущенных в сентябре 1930 года в честь прилета в Москву

из Германии гиганта "ЛЦ-127".

История выпуска этих марок известна достаточно хорошо. "ЛЦ-127"

был крупнейшим дирижаблем, построенным в Германии. Его размеры

поражают воображение даже в наше время: высота более 30 и длина

около 250 метров, объем 105 тысяч кубических метров,

грузоподъемность 23 тонны. Понятно, что прилет гигантского

дирижабля в СССР, где строительство воздушного флота было в

центре внимания и считалось всенародным делом, стал важным

событием.

Из Москвы в Германию предполагалось отправить на дирижабле

почтовую корреспонденцию. Для ее франкировки Наркомпочтель

выпустил специальные авиапочтовые марки номиналом 40 и 80 копеек.

Знаменитый немецкий дирижабль изображен на марках на фоне

гигантских строек страны. Была выпущена всего одна тысяча

экземпляров беззубцовых марок и 99 тысяч с перфорацией (зубцовка

101/2 или 121/2).

Знатоки авиапочты легко заметят, что номиналы этих знаков оплаты

не отвечают применявшимся в 1931 году авиапочтовым тарифам.

Действительно, учитывая необычность полета, Наркомпочтель решил

выпустить специальные марки для оплаты корреспонденции,

отправлявшейся с "ЛЦ-127", установив для этого особые тарифы.

Дополнительный авиасбор составлял для почтовой карточки 40

копеек, для закрытого письма 80 копеек. Марки продавались только

на московском главпочтамте и только с 9 до 10 часов утра 10

сентября 1930 года. При покупке не было каких-либо ограничений,

однако это имело место при сдаче корреспонденции для отправки с

дирижаблем. Принималось не более пяти писем или открыток от

одного лица и наклеивать обе марки на одно отправление не

разрешалось. Остаток выпуска был доставлен в Берлин для продажи

на филателистической выставке IPOSTA-1930.

Беззубцовые марки этого выпуска обязаны своим появлением

филателисту и тогдашнему наркому внутренних дел СССР Генриху

Ягоде (возможно не без влияния зарубежных торговцев). Большая

часть беззубцового тиража была продана на филателистической

выставке IPOSTA в Берлине.

При отправке корреспонденции марки гасились специальным штемпелем

с текстом "По авиа "Цеппелин" черной мастикой. Известны также

оттиски черно-фиолетового цвета. Штемпель применялся только для

гашения почтовой корреспонденции, отправляемой специальным

рейсом. На все почтовые отправления, перевезенные дирижаблем,

были, кроме того, поставлены два дополнительных штампа лиловой

мастикой:

-- треугольной формы с изображением контура Московского Кремля и

текстом на немецком языке: "Воздушный корабль "Граф Цеппелин".

Рейс в Россию. 1930", штамп ставился на корреспонденцию,

отправляемую из Германии; с текстом на немецком языке "Воздушным

кораблем "Граф Цеппелин" Москва-Фридрихсхафен" ставился на

корреспонденцию, отправляемую из Москвы. Штампы были изготовлены

организаторами рейса.

Существуют письма с беззубцовыми марками со штемпелем от

10.09.30, отправленные консультантом почтовой администрации

П.Шаповым. Он изготовил по 10 писем с марками всех номиналов

выпуска, в большинстве случаев с дополнительной почтовой оплатой

благотворительными марками в помощь беспризорным детям, и

отправил их до востребования самому себе на филателистическую

выставку IPOSTA в Берлин.

Известны также письма с более поздними датами использования. Так,

существуют примерно 20 писем, адресованных берлинскому торговцу

почтовыми марками Розенбергу, которые и называются поэтому

"письмами Розенберга". Они относятся к 1936 году; известен,

например, штемпель "МОСКВА 9" с датой "25.6.36".

Условия и особенности выпуска сделали марки с гашением очень

редкими. Особенно редки беззубцовые марки. Известны полные

фальсификаты этого выпуска. Вначале подделки изготовляли без

водяного знака, что приводило к их немедленному выявлению.

Второе поколение подделок было снабжено "водяным знаком", но все

равно существуют специфические признаки, по которым

можно отличить подделку от оригинала.

На марках довоенных выпусков дирижабли можно встретить до









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования