Молодежная линия

№ 21 17 мая 2001г.


ДИРИЖЕР ПАВЕЛ ГЕРШТЕЙН: <СВОЙ ОРКЕСТР ДЛЯ ДИРИЖЕРА - ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ>

Дирижер и художественный руководитель Костромского симфонического оркестра Павел Яковлевич Герштейн в Костроме живет недавно. До этого он жил и работал в Нижнем Новгороде. Он и сейчас раз в месяц наведывается в город на Волге, преподает дирижирование в Нижегородской консерватории. Однако свое основное время уделяет костромскому оркестру - любимому своему <детищу>.

- Павел Яковлевич, на днях оркестр в очередной раз давал концерт в зале филармонии. Как прошло выступление?

- Гениально. Но я, как обычно, недоволен.

- Чем же недовольны?

- Всем доволен бывает только бездельник. Тот, кто хочет чего-то добиться, всегда будет недоволен. Хотя во всем есть положительные моменты.

- Вы артистам оркестра после выступлений <разбор полетов> устраиваете?

- Не всегда. Но когда я анализирую выступление, не всем это нравится. Иногда, хотя для меня это не характерно, я могу на оркестр даже накричать.

- Музыканты - люди ранимые. Наверное, обижаются?

- Бывает, и обижаются. Но я несправедливых слов не говорю. Если ругаю, значит, заслужили.

- Какой вы суровый руководитель!

- Не я суровый, профессия такая. На нас лежит груз ответственности. Мы передаем людям то, что создали гении: Брамс, Моцарт, Шостакович... И должны сделать так, чтобы их музыка зазвучала. И если кто-то из музыкантов не понимает этого и выходит на сцену продемонстрировать свой вечерний костюм или просто показать, что он артист оркестра, мне такой музыкант не нужен.

- С музыкантами вы не церемонитесь. Говорят, можете не только с репетиции, но и из оркестра попросить?

- Те, кого я попросил покинуть оркестр, к сожалению, злоупотребляли алкоголем. Если человек талантлив и при этом любит выпить, значит, он безволен и хочет свой талант в рюмке водки утопить. Я очень категорично к этому отношусь. Музыкант не имеет права менять высокую музыку на рюмку водки.

- А может, у музыканта творческий кризис?

- Я в это не верю. Если кризис, значит, сам в этом виноват, надо работать, а чего раскисать-то. Я в оркестр вложил массу здоровья, времени. Я отказываю себе во многом, прихожу домой полностью измотанным, у меня нет сил приготовить себе поесть... И если кто-то вдруг начинает ставить себя выше того, что мы делаем, т.е. не приходит на репетиции, показывает свои амбиции, я не буду долго <нянькаться> с таким человеком. Вообще алкоголь и амбиции - это два главных греха, от которых ты либо избавляешься, либо с музыкой тебе не по пути.

- Павел Яковлевич, а почему дирижером и руководителем Костромского симфонического оркестра стали именно вы?

- Меня пригласила бывший начальник городского управления культуры Екатерина Александровна Шаблова. Мы с ней случайно познакомились в Нижнем Новгороде. Когда я пришел на первую репетицию, в оркестре было около 13 человек. У меня от этого волосы встали дыбом. Мне дали номера телефонов, и я несколько дней подряд обзванивал совершенно незнакомых музыкантов. Зато через две недели в оркестре было уже 55 человек.

- Музыкантов из других городов вы на работу не приглашали?

- Это было бы замечательно, но нет условий. Сейчас музыкантов в такой город, как Кострома, можно завлечь тремя вещами: квартирой, зарплатой, зарубежными поездками. Но как раз этого сегодня мы им предложить не можем.

- Некоторые ваши коллеги-музыканты считают, что Кострома не тот город, который может иметь свой оркестр. Попросту средств на его содержание не хватит?

- А их и не хватает. Сейчас оркестр работает практически бесплатно. Нас иногда дразнят зарплатками-заплатками. Но если музыкант по-настоящему предан своему делу, он будет работать и за эти зарплатки. Конечно, хотелось бы, чтобы было по-другому, потому что рядом есть Ярославль, и там музыканты в оркестре получают более трех тысяч в месяц. А за такие зарплаты, как в Костроме, профессиональные оркестры не работают нигде.

- Артисты оркестра в связи с этим еще не бастуют?

- Я не допускаю. Но из-за этих зарплаток для многих оркестр является не основной работой, а подработкой: у одного уроки в школе, у другого - в музучилище. Когда человек успевает поделиться опытом с несколькими учениками - это неплохо, но разрываться на 50









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования