Молодежная линия
| №24 6 июня 2002 |
ВИКТОР ЕЛМАНОВ: "МОЙ ФИЛЬМ -- ВЫХОД ОТЧАЯНИЯ БРОШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" Презентация полнометражного художественного фильма "Оборона деревни Ляпешкино" по одноименной сатирической повести нашего земляка Владимира Рахматова состоялась 31 мая в драмтеатре им. А.Н.Островского. Этот фильм по праву можно назвать чисто костромским, поскольку произведен он костромской телерадиокомпанией ОТРК "Русь". Режиссер -- Виктор Елманов. В главных ролях и в эпизодах сняты исключительно костромичи. Главных героев играют актеры Костромского драмтеатра: Виктор Поздняков, Александра Пахомова, Серафима Диденко. -- Виктор, два года для производства фильма -- это много или мало? -- Для художественного фильма -- это рекордно короткий срок. Съемки начались в июне, завершились уже в сентябре. В течение двух месяцев длился черновой монтаж. Потом началась озвучка. После этого работа приостановилась: в Костроме не было оборудования для целостного монтажа фильма. Когда оно появилось на "Руси", стало возможно смонтировать фильм целиком. -- Но ведь можно было бы обратиться в Москву, где есть нормальные условия для производства фильма. -- Москвичи выдвигали неприемлемые условия. Они хотели получить 50% предполагаемого дохода от фильма или 50% прав на фильм. Вологодцы, к ним мы тоже обращались, затребовали за монтаж слишком много денег. Фильм бы нам обошелся в 3 тысячи долларов. -- Ваш же фильм получился малобюджетным. Как вам это удалось? -- Фантазировали. Актеры играли в своих костюмах. От декораций мы отказались. Все декорации в фильме естественные, реально существующие. Создать Краснокумачевск, завод "Красная сосиска", а также убрать танк с постамента помогли компьютерные эффекты и возможности компьютерной графики. -- Деревня Ляпешкино, город Краснокумачевск, завод, природа и разрушенная церковь, которые есть в фильме, -- это все родная Кострома? -- Разрушенная церковь -- это храм Вознесения на Волге. Мельничный переулок. Храм когда-то пытались реставрировать, но работы приостановили -- так церковь в полуразрушенном состоянии и осталась. Деревня Ляпешкино -- это деревня Турыгино на реке Покше, а завод "Красная сосиска" -- фабрика "Ременная тесьма". -- Виктор, повесть Рахматова и ваш фильм о заброшенной деревне, где живут забытые всеми старики, до которых нет никому дела. Но вы уже снимали документальный фильм о заброшенных деревнях. Художественный фильм отчасти навеян этими впечатлениями? -- Сценарий я написал в 1998 году, значительно раньше, чем вышел документальный фильм о заброшенных деревнях. Когда прочитал повесть Владимира Рахматова (она вышла в 91-м году), я ему сказал, что она киношная, и предложил показать ее в Москве. Тогда это был самый разгар перестройки, и повесть о перестроечном времени. Если бы тогда кто-то взялся за экранизацию повести, то попал бы в самое яблочко. Автор отдавал повесть и на радио "Свободы", и в журнал "Москва". Повесть понравилась, однако автору посоветовали ее "подчистить". Рахматов сказал, что перелицовывать не будет. А потом повесть опубликовали в журнале "Русь" в Ярославле. Володя подарил журнал с дарственной надписью мне. Когда я ее перечитал, подумал: "Эх, какой сюжет!" -- и не удержался, написал сценарий. -- Но ведь не только в период перестройки существовали заброшенные деревни. Они есть и теперь, значит, повесть и фильм актуальны и сегодня. -- Прошло 11 лет после того, как повесть была опубликована. Деревни не изменились. Ведь война в фильме и в повести -- это не война с немцами, это выход отчаяния брошенного человека. "Таких деревень тысячи", -- звучит фраза с экрана. Когда я снимал документальный фильм по заказу "Костромаавтодор", начальник управления "Автодора" Н.И.Рец подтвердил, что в заброшенных деревнях Костромской области живут свыше 400 тысяч жителей. -- Где-то еще в провинциальных городах художественные фильмы снимают? -- Снимают даже сериалы. Это реально. Сейчас техника для производства фильмов есть и в провинции. Есть частные монтажные с хорошим оборудованием, частные студии. -- Зачем нужно провинциальное кино, когда есть "Мосфильм" и прочие профессиональные студии, режисс |