Молодежная линия
| №36 29 августа 2002 |
ВТОРОЙ РАЗ РОЖДЕННЫЕ После недавней авиакатастрофы в Шереметьево, которая унесла жизни четырнадцати человек, выжили только две счастливицы -- стюардессы. Случившееся можно назвать настоящим чудом, и слава Богу, что такие чудеса не единичны. Мы выяснили, как сегодня складывается жизнь тех, кто сумел вырваться из лап смерти в схожих обстоятельствах. 7 августа выписалась из больницы Арина Виноградова. Та самая стюардесса из двух выживших после катастрофы ИЛ-86, произошедшей не так давно. Женщина смело села в самолет и улетела в родной Питер. "Жизнь продолжается", -- сказала она. "Падали молча -- боялись помешать пилотам" 29 ноября 2001 года в районе городка Дудинка, неподалеку от Норильска, разбился вертолет МИ-2. В нем летели семь человек, выжила только одна -- 35-летняя Наталья Пацук. -- Сегодня я первый день дома, -- призналась Наталья, когда мы ей позвонили. -- Сижу, не узнаю родных стен. Почти девять месяцев скиталась по больницам и санаториям. Столько всего произошло за это время... Но, знаете, такое ощущение, словно 29 ноября было только вчера! Они летели в небольшой поселок газовиков. Служебная командировка -- сдача объекта, нового общежития. Наталья Пацук, инженер-теплотехник норильского ООО "Энерготех", представляла сторону сдающую. С утра сильно мело. Вылет откладывали. Наконец ближе к обеду вертолет оторвался от земли. Они сидели на длинных простых лавках прямо за спинами пилотов. Никаких перегородок. Смотрели друг на друга, кутаясь в куртки, пересмеиваясь, позевывая. Летели приблизительно полчаса. Все было нормально. И вдруг двигатель начал глохнуть, пока не затих вообще. Впоследствии экспертиза показала: двигатель обледенел. -- До самой последней секунды не верилось, что все это происходит с нами, -- рассказывает Наташа. -- Паники не было, никто не кричал, мы боялись помешать пилотам, верили, что они смогут спасти нас... Так что падали молча. Наташа всегда была человеком собранным и достаточно хладнокровным. Но она до сих пор не может объяснить, почему в самые последние секунды стала натягивать варежки, шапку, плотней закуталась в пуховик, успела даже сгруппироваться... Помнит, что приятель Валера Дранков, сидевший напротив, механически пытался повторять все ее действия, как бы не понимая, зачем, почему, а у самого глаза квадратные... Потом был жуткий удар о землю. И чей-то возглас -- видимо, пилота: "Есть кто живой?" И тишина. Она потеряла сознание. Когда очнулась, не сразу сообразила, что лежит среди мертвых. Когда поняла, хотела закричать, но не хватило сил -- вопль так и застыл внутри. Заплакала. Тихо-тихо. Потом разозлилась сама на себя. И поклялась выжить. Ничего особенного ни мама, ни муж Наташи Пацук в тот злосчастный день не ощутили. Сергей только посетовал: не позвонила из командировки -- забыла! Провозился весь вечер в гараже, утром пошел на работу -- а там секретарши перепуганные: "Как, вы разве не знаете? Вчера вертолет с вашей женой в тундре упал, найти не могут!.." Наташа в буквальном смысле противостояла смерти. Она провела под обломками вертолета 22 часа. Пыталась выползти, но так и не смогла -- не хватило сил раздвинуть сплющенный металл. Мешала слабость. Позже врачи установят диагноз: внутреннее кровотечение, сотрясение мозга, множественнные вывихи... Все это время она, отчаянно пытаясь шевельнуть пальцами рук и ног, понимала: главное -- не замерзнуть. Очень пригодились варежки, хотя и в них руки стыли жутко. Ног Наташа не чувствовала вообще, дотянуться до них не могла -- в результате ступни пострадали больше всего, пришлось частично ампутировать пальцы. И все равно врачи считают, что Пацук повезло несказанно: упасть с 300 метров -- и остаться живой! -- Я слышала, как над нами кружили поисковые вертолеты. Но, вероятно, мешала пурга -- спасатели улетели ни с чем, -- рассказывает Наташа. -- Временами накатывало отчаяние, вспоминалась подлодка "Курск", но говорила себе: держись, не смей раскисать, только не усни, только не замерзни. Силы совсем уже оставляли, и вдруг вижу лицо знакомое. Надо мной склоняется давнишний друг |