Молодежная линия
 | №21 16 мая 2002 |
Герман Котов (п. Вохма) МОНАШКА Отгремели победные военные салюты. Казалось, все беды страшной войны остались позади, и, наконец-то начнется светлая, хорошая жизнь. Светлая жизнь у вохмичей в первую очередь связывалась с едой. Поесть бы досыта хлеба, лучше с маслом. Чаю с сахаром иногда попить. Не цейлонского, нет, о таком мы не слыхали. С нашей доморощенной морковной заваркой. Валенки бы на зиму справить. Как нам хотелось таких перемен! В 1946 году в стране был неурожай. Темнели лица людей. На огородах много раз перебирали землю руками. Найденным овощам радовались, считали знамением и тут же сносили в подполья. В полях взрослые и дети собирали колоски, их клали в общий мешок и безвозвратно носили в колхозный амбар. Пайки хлеба были урезаны. Дети военных лет не сидели, как нынешние, по домам. Холодно в них было, темно, неуютно. Убегали мы на улицу и в морозные дни. Побегаешь, разогреешься, голод в игре притупляется. Как-то в декабрьский морозный день играли мы около школы в сыщиков-разбойников. Солнце, поднявшись на две четверти от горизонта, как ни пыталось, не могло подняться выше, согреть своими лучами занесенную снегом северную сторонушку. Дым протопленных печей от холода не мог подняться ввысь и плавал где-то под крышами. Несподручно играть в мороз в эту игру. Спрятаться негде. В снежные сугробы, несмотря на строгие домашние наказы, все-таки лезли. Не раз бывали биты матерями за порванную обутку, отлетевшую заплату, но житейские невзгоды не останавливали нас. Морозы в те времена были приличными. Следи, парень, за своими ушами, оттирай их вовремя снегом. Им и так доставалось, ушам нашим. Мало что поморозишь, за них же, еще больных от поморозки, отдерут взрослые при случае. Был я в группе "отпетых" разбойников. Сотоварищей моих почти всех переловили, окружили надежным караулом. Оставалось мне только утикать подальше от "боевых действий". Рот от бега раскрыт, уши на шапчонке развязались, по щекам хлещут. У кладбища торможу. Дорогу перегородила кучка людей. Сани стоят у обочины. Что-то случилось. Осередь дороги лежала старуха. Черный латаный плат лежал рядом с ней на снегу. Рукавиц не было. Видно, руки она раньше прятала в складки одежды. Лежала на боку, опираясь голыми руками о снег. На серое лицо падали желто-седые волосы, в потухших глазах страдание. На лице резко выделялся черный полуоткрытый рот, черные губы. Она что-то редко и тихо говорила рядом стоявшим женщинам. Я узнал ее сразу. Она часто заходила погреться к нам, попить кипятку с морковной заваркой. Иногда бабушка ее чем-то кормила. Меня поражали ее руки: мосластые, крупные, они, видимо, знали много работы. Особенно удивляли пальцы: на левой руке они сильно искривились влево, на правой -- вправо. Бабушка говорила, что монашка из Кажировского монастыря. Монастырь власти закрыли, монашек лишили крова, работы. Вот они и ходят, побираются. -- Бабушка, а пальцы почему кривые? Страшно даже. Ее Бог наказал? -- Нет, внучек. Она большая мастерица. Вяжет вологодские кружева -- очень легкие и красивые. Ее кружева купцы в коробах далеко увозили. Платили за это монастырю деньгами. -- Но пальцы почему кривые? -- Она работала не только лучше, но и быстрее всех. Это первая мастерица на Вологодчине по плетению кружев. А пальцы от непосильной работы такие. Пока все это вспомнилось, из разговора женщин понял, что монашка умирает от голода. Речь идет о том, что ее нужно срочно покормить и отнести в дом, в тепло. В это время монашке кто-то подал корку хлеба. Она вяло посмотрела на него, отвернулась. Хлеб положили ей в руку. Старуха лежала. Взгляд ее упал на меня, немного оживился. Сжав корку, она поманила меня пальцем. Когда подошел ближе, старушка протянула мне хлеб. Я замотал головой. Собрав силы, она выдохнула: -- Съешь, внучек. Мне уже ничего не поможет. Хлеб выпал из ее руки на дорогу. Ее хотели увезти на дровнях в ближайший дом. Отказалась. Через несколько минут по телу прошли судороги. Старуха упокоилась. Монашку положили на сани, закрыли глаза, руки скрестили на груди. В них положили корку хлеба |