Молодежная линия
| №18 25 апреля 2002 |
Новая нига о Рубцове Есть поэты, которых знают люди, вообще-то никогда стихов не читающие. Николай Рубцов, несомненно, один из таких поэтов. Только что в популярной серии "Жизнь замечательных людей" вышла книга о Рубцове, написанная Николаем Коняевым. Сейчас в русской поэзии относительное безвременье, а совсем недавно легко было определить два полюса нашей поэзии -- конца XX века. Эти полюса -- Бродский и Рубцов. По меткому замечанию Вяземского известно, что "Будь музы -- сестры -- так, Но авторы не братья." Одна из вечных наших тем -- русский человек на свидании, тут-то никак не скроешь, какой ты есть. Вот в стихах Бродского лирический герой остается наедине с женщиной: Я обнял эти плечи и взглянул На то, что оказалось за спиною... Поэт видит интерьер комнаты: стул, диван, самое любопытное дальше: Стол пустовал, поблескивал паркет, Темнела печка, в раме запыленной Застыл пейзаж, и лишь один буфет Казался мне тогда одушевленным. Стихотворение имеет посвящение -- "М.Б.", десятки стихов Бродского посвящены этой женщине, но мне кажется неудивительным, что с Бродским у них не сложилось. Мало того, что поэт, обнимая женщину, целиком сосредоточен на себе, но уж совсем странно, что в этот момент только буфет кажется ему одушевленным. И ясно, что чувство поэта неподдельно; так и есть -- буфет наделяется категорией одушевленности, а "эти плечи" -- и упомянутые как бы мимоходом -- становятся деталью интерьера, разодушевляются -- если можно так сказать. Вот этим пафос разодушевления, по-моему, во многом и определяет поэтику и мировоззрение Бродского. А вот стихи Рубцова, ситуация, казалось бы, та же самая, только действие происходит не в замкнутом пространстве комнаты, а на открытом воздухе: Ветер всхлипывал, словно дитя За углом потемневшего дома. На широком дворе шелестя, По земле разлеталась солома. Мы с тобой не играли в любовь, Мы не знали такого искусства. Просто мы у поленницы дров Целовались от странного чувства. У Рубцова и ветер "как дитя всхлипывает", и целующихся героев объединяет общее "странное" чувство, которое, может быть, и есть любовь. Бессмысленно спорить, чьи стихи лучше, кому-то ближе Бродский, кому-то -- Рубцов. Фридрих Шиллер разделял поэзию на сентиментальную и наивную. Шиллер считает, что "наивный поэт сам есть природа, а сентиментальный поэт ищет ее". Так что вполне возможно найти природу и в наделении буфета одушевленностью. Во второй половине XX века Бродский -- сентиментальный поэт в наиболее чистом виде, а Рубцов -- едва ли не самый наивный поэт. Наверно, можно найти человека, который не знает автора строк В горнице моей светло или Россия, Русь, храни себя, храни! или Тихая моя родина. Но о причине смерти Рубцова знают, кажется, все. Поэт сам как будто помимо своей воли предсказывает свою судьбу. Чаще всего у Рубцова цитируют: Я умру в крещенские морозы... И в самом деле, Рубцов погиб в морозную крещенскую ночь. И в других стихах Рубцов предсказывал: Я готов безропотно и скромно Умереть от выстрела врага... В ночь на 19 января 1971 года Рубцов был убит в своей квартире женщиной, на которой собирался жениться. Женщину звали Людмила Дербина, за убийство ей дали восемь лет, она давно освободилась, написала воспоминания о Рубцове, напечатанные в разных журналах. О Дербиной снят и документальный фильм, его и по телевизору показывали в субботу вечером, в самое лучшее время. Впечатление от фильма было такое, что Дербина чувства вины и стыда за совершенное ею не испытывает. О Дербиной Коняев пишет немало. В частности, вот что: "Люди XIX века, даже такие, как Мартынов и Дантес, знали, что есть то, о чем нельзя говорить, то, в чем нельзя оправдываться, а тем более оправдаться. В наш век этого знания и понимания уже нет". Дербина и стихи пишет. Коняев пишет, что в недавно открывшемся мемориальном музее Николая Рубцова его "доконала последняя витрина. В стеклянном параллелепипеде на высокой площадке лежали три книги стихов Дербиной "Крушина" и кусок проволоки. Такой вот незамыс |