Молодежная линия
 | №9 21 февраля 2002 г. |
"ХОЧУ ПАВАРОТТИ!", или ГЕНИАЛЬНОЕ РЯДОМ Состоялась премьера спектакля "Хочу Паваротти!". Сценической площадкой для премьеры режиссер-постановщик Ольга Голодницкая выбрала арт-кафе "Старого центра", удачно соединив атмосферу зрительного зала и театральные подмостки в единое пространство. Театралы, пришедшие на премьеру, сами того не подозревая, невольно оказались участниками спектакля. Условные рамки сцены, разделяющие актера и зрителя, отсутствовали, и зрители, сидящие за столиками кафе, чувствовали себя непринужденно и максимально комфортно. Театральное кафе, а по пьесе драматурга А.Гаплика среда обитания героев пьесы -- итальянское кафе, гармонировало с реальным пространством "Старого центра". Спектакль "Хочу Паваротти!" по своему жанру трагифарсовый, созданный на контрастах и перевертышах. Здесь все рядом -- и юмор, и слезы, и смех сквозь слезы, и "русский базар", и нелепые рассуждения, и западная пустота, и отчужденность. Элементы фарса, таинственности и глубокого философского смысла заложены и в декорациях, созданных художником Борисом Голодницким. Стулья-манекены и мерцающий продуманный "полиэтиленовый мир" удачно вписались в черное зеркальное пространство "Старого центра". Это создало обстановку западного холодного мира. Вообще весь спектакль пропитан особой философией. По большому счету "Хочу Паваротти!" -- иллюзорная мечта о лучшей жизни, высокая мечта приблизиться к прекрасному, перевернуть свою душу и создать в ней божественную вертикаль, желание стать гениальным во всех человеческих проявлениях, оставаясь при этом Человеком, не растеряв сокровенные чистые принципы русской души! "Хочу Паваротти!" -- попытка Ольги Голодницкой раскрыть и показать зрителю особую и неповторимую философию русского характера, русского менталитета, проявляющегося особо остро за границей, вдали от Родины. Герои спектакля очень разные. Это не безумные "копии" человеческих шедевров. В их душах кипит живая страсть, в каждом из них особый шарм и движение к мечте. Девушку Наташу, уехавшую из России в Италию с любовником-итальянцем, русскую путану играет Ирина Фиофилактова. Это эмансипированная, эмоциональная, хлесткая девица. Личность контрастная. В ее характере, поведении ярко раскрыто проявление широкой души. Она способна чувствовать, плакать, переживать, быть человеком. Для нее продать титул, княжеское имя матери не просто деньги, а потеря собственного имени, памяти детства. Актрисе удалось передать широту русского княжеского жеста, чувства сопричастности к высокому титулу княгини. В роли Пьетро Скорца, итальянца, влюбленного в русскую девушку, -- Игорь Матэр. Актер умело передает эмоциональный конфликт души, трагизм ситуации, в которой находится его герой, человек, переживающий трепет последней любви. Он искренне любит молодую русскую девушку, а вместе с ней часть своей жизни, проведенной в Москве, и теряет "девушку Наташу", потому что прокутил все деньги и нечем оплачивать ее запросы и прихоти. Актриса Наталья Веснина сыграла княгиню Мещерскую. Ей удалось создать цельный образ настоящей русской титулованной княгини: манеры, грация, жесты -- княжеские! Недоумение вызывает то, что спутник княгини -- художник Сергей, бесконечно пьющий неудачник, но в этом соседстве скрыт свой трагизм бытия. Русской душе присуще жалеть неудачников. И в образе Нины Мещерской безумная тяга к "голубым кровям". Ведь Сергей, кажется, тоже потомок какой-то дворянской ветви, из "графьев". Роль художника Сергея исполняет Михаил Яркин. Это типичный неудачник, слабый, но удивительно трогательный! И эта трогательность чисто по-русски вызывает симпатию и умиление. Так что режиссеру Ольге Голодницкой удалось создать спектакль о русской жизни и обо всех нас. Р.Фокина. |