Молодежная линия
| № 52 20 декабря 2001 г |
ВАМ ВЕРНУЛИ РУКОПИСЬ НА ДОРАБОТКУ? Не надо возврат рукописи воспринимать как трагедию - это нормальный процесс подготовки рукописи к печати. Не буду поучать молодых литераторов, как следует работать над написанным, просто процитирую нескольких известных авторов, которые возвращались к своим рукописям не потому, что их возвращали на доработку, а потому, что сами просили редактора вернуть, сочтя свои вещи недостаточно готовыми. Писатель должен уметь управлять своим талантом. * * * <...Талантливость, как мы знаем, не является гарантией удач. Талант сам по себе - это возможность творчества, возможность, которая становится действительностью в процессе деятельности и оценивается по ее результатам. Давно опровергнута легенда о том, что обладание талантом позволяет творить <подобно Моцарту>, без особых усилий, без изнуряющего напряжения>. Б.Мейлах. <...Что у тебя за теория, друг мой, что картина должна быть написана сразу и проч., и проч., и проч.? Когда ты в этом убедился? Поверь, что везде нужен труд, и огромный. Поверь, что легкое, изящное стихотворение Пушкина, в несколько строчек, потому и кажется написанным сразу, что оно слишком долго клеилось и перемарывалось у Пушкина. Это факты. Гоголь лощит свои чудные создания по два года... восемь лет писал <Мертвые души>. Все, что написано сразу - все было незрелое. У Шекспира, говорят, не было помарок в рукописях. Оттого-то у него так много чудовищностей и безвкусия, а работал бы - так было бы лучше>. Ф.Достоевский (из письма к брату). <Мне надо учиться, учить все с самого начала, ибо я, как литератор, круглый невежда; мне надо писать добросовестно, с чувством, с толком, писать не по пяти листов в месяц, а один лист в пять месяцев>. А.Чехов (из письма к Суворину). <Мою рукопись благоволите возвратить мне. Придется исправлять во многом, ибо это еще не повесть, а лишь грубо сколоченный сруб, который я буду штукатурить и красить, когда окончу здание>. А.Чехов (из письма к А.Тихонову). <...Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь была сноснее моей теперешней. С 15 июня до 1 октября я написал до 20 печатных листов романа и издал <Дневник писателя> в 3 печатных листа. И, однако, я не могу писать сплеча, я должен писать художественно>. Ф.Достоевский (из письма И.Аксакову в период, когда создавались <Братья Карамазовы>). К сведению непосвященных: один условный печатный лист (писатели сокращенно называют <печатный лист>) - это примерно 25 страниц машинописного текста. |