Молодежная линия
 | №50 13 декабря 2007 |
Маша Трауд "Ласточка" Маша Трауд "Ласточка" Не уметь любить Эта книга - без купюр. Автор выставляет на показ всю неприкрытость мира, но не в масштабах общества или его слоя, как у Достоевского, а в существовании одной личности. И тем ужасней производимое впечатление - будто рассматриваешь какую-то дрянь под микроскопом. На обложке романа - портрет хрупкой девушки, воспринимаемый сначала лишь как элемент оформления. Только позже обнаруживаешь внешнее сходство писательницы с одной из главных героинь книги. И дико цепляет несоответствие мягкого образа с обложки и жестокой неприкрытости мира, описываемого Машей. Так может писать лишь человек, бывший по ту сторону страницы. И только её глаза заставляют поверить в то, что автором этого не по-женски жестокого, емкого, будто сжатого до размеров старого деревянного кубика мира является девушка. С первых же страниц романа читатель будет шокирован чувствами, которые испытывает ребенок: "Ольга ненавидела Наташу. До рвоты. До скручивания и сосущей боли в животе. Ненависть выплескивалась наружу желчной рвотой, зеленым жидким стулом". Но еще больше поражает отношение матери к дочке: "Она не только верила в теорию, что второй ребенок в семье получается более красивым, умным, талантливым, но и пропагандировала её". Потом шок проходит, потому что все герои романа живут в таком сером мире, вывернутом наизнанку. Даже не черно-белом, а именно сером, потому что Маша не делит своих героев на хороших и плохих, нет границы между добром и злом. Весь сюжет книги - будто большая паутина. Истории и судьбы перетекают друг в друга так плавно, что читать можно с любой страницы. Но люди не связаны между собой, как в бразильских сериалах - роковой любовью или страстью, а будто проходят сквозь друг друга, забывая даже обернуться. В их мире все случайно и как-то безучастно. И свадьба описывается с самого неприглядного ракурса: "Сама новобрачная с утра напилась шампанского и долго блевала в туалете загса и громко икала, пока женщина-регистраторша произносила торжественную речь", и даже имя для ребенка выбирается с чудовищным сравнением: - Если родится девочка, назови Виолеттой! - Как? - обалдела от неожиданности Ольга. - Виолетта. Как сырок плавленный "Виола", знаешь? Через весь роман проходит тонкой нитью ужасная наследственность" - от матери к дочери передается нелюбовь, неприязнь, неспособность быть счастливой. В "Анне Каренине" - семьи несчастны каждая по-своему. А у Маши Трауд неумение любить передается героиням с молоком матери, и несчастны они одинаково. Только переживают, приспосабливаются к этому по-разному, будто глядя плохое кино: "Это все не со мной". И даже музыкальное образование не прививает им чувства прекрасного, а лишь подчеркивает контраст между искусством жизни и серой стеной существования героев. Книга оставляет тяжелое чувство беспроглядности, но, прочитав ее, понимаешь, как дорог тебе твой мир, твоя семья, где умеют любить. |