Молодежная линия
| №49 6 декабря 2007 |
Небо. Самолет. Романтика. В свои двадцать три года этот симпатичный воспитанный (сразу видно!) молодой человек успел стать мужем, отцом и военным летчиком-истребителем. Когда мы суетимся на нашей грешной и прекрасной земле, он поднимается на недосягаемую для нас высотку - на 14 тысяч метров. Гвардии старший лейтенант Сергей Молочный - костромич, выпускник Армавирского высшего военного летного училища, вот уже год несет службу в суровом сибирском крае. Приехав ненадолго в отпуск на родину, успел заглянуть в библиотеку имени Гайдара. Здесь и состоялась наша беседа. - Сергей, вы не забыли навестить "гайдаровку". Почему? - Эта библиотека была частью моей жизни. Сюда приходил не только за книгами, большое удовольствие доставляло общение с удивительным человеком - библиотекарем Любовью Евгеньевной Сычовой. - Какие книжки читал? - Больше меня интересовала техническая литература. - Любовь к технике и в небо позвала? - Да. В детстве увлекался самолетами, конструированием. Ходил в авиамодельный кружок на станции юных техников, позже - в РОСТО-ДОСААФ, прыгал с парашютом. - Заниматься техникой можно и на земле: - Вряд ли нашел бы себе на земле профессию. Всегда тянуло в небо. Может, свою роль сыграла наследственность. Мой отец - военный инженер, работал на самолетах СУ-27. Мне же захотелось пойти дальше, не просто быть причастным к авиации, а летать. - Трудно было поступить в летное училище? - В принципе, для меня не составили большого труда ни профотбор, требующий отличного здоровья, ни "IQ"-тесты. - Поступить легко, а учиться - трудно? - Трудно. Особенно сложны психологические нагрузки. Многие считали: раз поступил, то вот тебе - и небо, и самолеты. Но надеваешь кирзовые сапоги, обычную камуфляжную форму, лычки авиационные - и чувствуешь себя обычным солдатом. Три года из тебя делают военного, а уже потом - летчика. - Твой первый самостоятельный полет - это: - Непередаваемо. Фраза избитая, но тем не менее другого слова не подберешь! За эти восемнадцать минут на учебно-тренировочном Л-39 я понял, что авиация - это мое, и я никогда не поверну назад. - А кто-то поворачивал? - Конечно. Даже отлетав какую-то часть программы, некоторые ребята списывались по желанию. Причины разные. Может, кто-то ожидал большего. - Техническая база училища устраивала? - Соответствовала всем современным требованиям. - Еще не так давно было много разговоров, что летчики простаивают, дефицит самолетов, не могут налетать даже положенного количества часов. - Может, и было так раньше. Я этого не застал. Авиация сейчас на подъеме. Только в училище я налетал 176 часов 42 минуты. Это средний показатель. - Что представляет из себя кабина современного реактивного самолета? Штурвала уже нет? - Штурвала нет, есть ручка управления. И море приборов. Вся сложность как раз в обработке полетной информации. - Если сравнить ощущения автомобилиста за рулем и пилота: В чем разница? - Несопоставима скорость. К тому же водитель знает, что в любую минуту может остановиться. Как понимаете, при стратосферном полете этого не сделаешь. - Какая земля с такой высоты? - Если нет облачности, виден быстро меняющийся рельеф местности - чистый и красивый. - А что это за полоски мы видим в небе, когда летит реактивный самолет? - Радиационный след, остающийся из-за недостаточного сгорания топлива. - А на "кукурузнике" приходилось летать? - Только в роли прыгающего парашютисты. Сейчас у меня семнадцать прыжков, два из них - в море. - Сложнейшие виражи, что демонстрируют летчики на авиасалонах, вы тоже освоили? - Еще будучи курсантом. "Бочки", петли Нестерова, перевороты, полуперевороты - это все входило в учебную программу. - Что самое для вас сложное? - Штопор. Это одна из самых опасных фигур. Представляет собой сложный виток по спирали с периодически изменяемыми вектором перегрузки и углом атаки. Когда машина входит в штопор неожиданно, то летчики часто разбиваются. Но из любого штопора, как фигуры высшего пилотажа, самолет выводится. - Что при этом летчик испытывает? - Сильные перегрузки, причем, переменные - положительные и отрицательные. Если летчик не пристегнут, ег |