Молодежная линия

№49 6 декабря 2007


Небо. Самолет. Романтика.

В свои двадцать три года этот симпатичный воспитанный (сразу видно!) молодой человек успел стать мужем, отцом и военным летчиком-истребителем. Когда мы суетимся на нашей грешной и прекрасной земле, он поднимается на недосягаемую для нас высотку - на 14 тысяч метров. Гвардии старший лейтенант Сергей Молочный - костромич, выпускник Армавирского высшего военного летного училища, вот уже год несет службу в суровом сибирском крае. Приехав ненадолго в отпуск на родину, успел заглянуть в библиотеку имени Гайдара. Здесь и состоялась наша беседа.

- Сергей, вы не забыли навестить "гайдаровку". Почему?

- Эта библиотека была частью моей жизни. Сюда приходил не только за книгами, большое удовольствие доставляло общение с удивительным человеком - библиотекарем Любовью Евгеньевной Сычовой.

- Какие книжки читал?

- Больше меня интересовала техническая литература.

- Любовь к технике и в небо позвала?

- Да. В детстве увлекался самолетами, конструированием. Ходил в авиамодельный кружок на станции юных техников, позже - в РОСТО-ДОСААФ, прыгал с парашютом.

- Заниматься техникой можно и на земле:

- Вряд ли нашел бы себе на земле профессию. Всегда тянуло в небо. Может, свою роль сыграла наследственность. Мой отец - военный инженер, работал на самолетах СУ-27. Мне же захотелось пойти дальше, не просто быть причастным к авиации, а летать.

- Трудно было поступить в летное училище?

- В принципе, для меня не составили большого труда ни профотбор, требующий отличного здоровья, ни "IQ"-тесты.

- Поступить легко, а учиться - трудно?

- Трудно. Особенно сложны психологические нагрузки. Многие считали: раз поступил, то вот тебе - и небо, и самолеты. Но надеваешь кирзовые сапоги, обычную камуфляжную форму, лычки авиационные - и чувствуешь себя обычным солдатом. Три года из тебя делают военного, а уже потом - летчика.

- Твой первый самостоятельный полет - это:

- Непередаваемо. Фраза избитая, но тем не менее другого слова не подберешь! За эти восемнадцать минут на учебно-тренировочном Л-39 я понял, что авиация - это мое, и я никогда не поверну назад.

- А кто-то поворачивал?

- Конечно. Даже отлетав какую-то часть программы, некоторые ребята списывались по желанию. Причины разные. Может, кто-то ожидал большего.

- Техническая база училища устраивала?

- Соответствовала всем современным требованиям.

- Еще не так давно было много разговоров, что летчики простаивают, дефицит самолетов, не могут налетать даже положенного количества часов.

- Может, и было так раньше. Я этого не застал. Авиация сейчас на подъеме. Только в училище я налетал 176 часов 42 минуты. Это средний показатель.

- Что представляет из себя кабина современного реактивного самолета? Штурвала уже нет?

- Штурвала нет, есть ручка управления. И море приборов. Вся сложность как раз в обработке полетной информации.

- Если сравнить ощущения автомобилиста за рулем и пилота: В чем разница?

- Несопоставима скорость. К тому же водитель знает, что в любую минуту может остановиться. Как понимаете, при стратосферном полете этого не сделаешь.

- Какая земля с такой высоты?

- Если нет облачности, виден быстро меняющийся рельеф местности - чистый и красивый.

- А что это за полоски мы видим в небе, когда летит реактивный самолет?

- Радиационный след, остающийся из-за недостаточного сгорания топлива.

- А на "кукурузнике" приходилось летать?

- Только в роли прыгающего парашютисты. Сейчас у меня семнадцать прыжков, два из них - в море.

- Сложнейшие виражи, что демонстрируют летчики на авиасалонах, вы тоже освоили?

- Еще будучи курсантом. "Бочки", петли Нестерова, перевороты, полуперевороты - это все входило в учебную программу.

- Что самое для вас сложное?

- Штопор. Это одна из самых опасных фигур. Представляет собой сложный виток по спирали с периодически изменяемыми вектором перегрузки и углом атаки. Когда машина входит в штопор неожиданно, то летчики часто разбиваются. Но из любого штопора, как фигуры высшего пилотажа, самолет выводится.

- Что при этом летчик испытывает?

- Сильные перегрузки, причем, переменные - положительные и отрицательные. Если летчик не пристегнут, ег









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования