Молодежная линия

№ 50 6 декабря 2001 г.


Публицистика: ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

Поэт, верши эксперимент!

Никто не станет отрицать того, что поэзия - это универсальный способ общения между людьми. Причем, овладевать им человек начинает с самого раннего детства. Произнесенное по слогам слово <мама> является простейшим созвучием, элементарнейшей рифмой: <ма-ма>, - истоком <стиха жизни>. Вот миг подлинного творческого озарения.

Однако по мере взросления удивительная способность сочинять стихи без раздумий, выхватывать их из неоткуда пропадает. Поэзия превращается в полуфабрикат, не пригодный к употреблению. Стихотворец вымучивает каждую строчку, обсасывает каждую рифму. Спрашивается: зачем? Если не удается слагать стихи иррационально, почему не создавать их по логически выверенной схеме? Разумеется, речь не идет о насаждении шаблонов поэтической речи. Каждый поэт волен использовать свои художественные средства выразительности, вырабатывать свою стилевую интонацию.

Однако нужно отказаться от классической композиции стиха (вроде <тезис-антитезис-синтез>). Литература должна изумлять, именно поэтому она нуждается в коренном пересмотре правил написания рифмованного текста. Итак, вперед, к не освоенным доселе берегам океана поэзии!

Еще древним грекам была известна такая стихотворная форма, как акростих. К сожалению, в настоящее время она полностью предана забвению. А ведь акростих - типичный образец <математически точной> поэзии. Поэт сперва намечает план будущего произведения в виде начальных букв заранее известного количества строчек, а уж затем приступает к заполнению его словами. Такие стихи очень легко запоминаются и могут служить своеобразными историческими источниками. Перу автора статьи принадлежит следующий акростих:

ОЛИМПИАДА ДВЕ ТЫСЯЧИ

Олимпиада

Людей сближает

И вновь спасает

Мир от распада.

Политиканы

И мародеры,

А также воры

Да шарлатаны,

А также свора

Других мерзавцев, -

Вам не удастся

Ее присвоить!

Тут войск остаток

Ыльчи Мундока

Следит с востока...

Я буду краток:

Чем спорт нам нужен?

Игрой отважной!

Краткое пояснение: Ыльчи Мундок (2-я половина VI - 1-я половина VII вв.) - полководец государства Когуре, организатор победы над китайскими захватчиками в 612 г. Это одна из крайне немногих семантических единиц русского языка, начинающихся на букву <ы>.

Другой, не менее интересной стихотворной формой является тавтограмма. Многие слышали рассказ о приключениях сельского священника: <Однажды отец Онуфрий отправился осматривать окрестности озера...>, и далее по тексту. Тавтограмма представляет собой нечто подобное, только не в прозе, а в поэзии. Наблюдаемая при этом ярко выраженная аллитерация придает тексту силу заклинания. Чтобы не быть голословным, приведу пример - опять же из собственного творчества:

ПРО...

Провалена программа продовольствия,

Простаивают процессы производственные.

Продается просроченная продукция

Пропагандируется проституция.

Процветает произвол <прозаседавшихся>,

Происки прохвостов продолжаются.

Проекты профсоюзов проигнорированы -

Проповеди профашистов профинансированы!

Прокуратура проворовалась

Промысловики проголодались.

Прослезившись, проклинаем прошлое:

Прокуренное, пропитое, прожитое...

Простите, -

Противно!

Прогресс пророчат провидцы.

Просыпайся, провинция!

Прогнать прочь прохиндеев -

Проблема простая. Проверим?

Кстати, перед вами не обычная тавтограмма, а тавтограмма <в кубе>: здесь каждое слово начинается на буквосочетание <про>.

Помимо ранее указанных, акростих и тавтограмма обладают еще одним достоинством: их невозможно перевести на другие языки мира; это исключительно национальное явление, и потому оно особенно ценно для нашей культуры.

Следующая стихотворная форма пока не получила научного наименования. Ее суть заключается в минимизации числа слогов всех строчек поэтического произведения. Обычно это число составляет 6-8. При сокращении его до 1-2 возникает эффект биения сердца или эффект выстрелов соответственно при прочтении лирических или патетических стихотворений. Ограниченность выбора слов делает творческий поиск еще более увлекательным. И самое главное









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования