Молодежная линия
 | № 50 6 декабря 2001 г. |
Публицистика: ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ Поэт, верши эксперимент! Никто не станет отрицать того, что поэзия - это универсальный способ общения между людьми. Причем, овладевать им человек начинает с самого раннего детства. Произнесенное по слогам слово <мама> является простейшим созвучием, элементарнейшей рифмой: <ма-ма>, - истоком <стиха жизни>. Вот миг подлинного творческого озарения. Однако по мере взросления удивительная способность сочинять стихи без раздумий, выхватывать их из неоткуда пропадает. Поэзия превращается в полуфабрикат, не пригодный к употреблению. Стихотворец вымучивает каждую строчку, обсасывает каждую рифму. Спрашивается: зачем? Если не удается слагать стихи иррационально, почему не создавать их по логически выверенной схеме? Разумеется, речь не идет о насаждении шаблонов поэтической речи. Каждый поэт волен использовать свои художественные средства выразительности, вырабатывать свою стилевую интонацию. Однако нужно отказаться от классической композиции стиха (вроде <тезис-антитезис-синтез>). Литература должна изумлять, именно поэтому она нуждается в коренном пересмотре правил написания рифмованного текста. Итак, вперед, к не освоенным доселе берегам океана поэзии! Еще древним грекам была известна такая стихотворная форма, как акростих. К сожалению, в настоящее время она полностью предана забвению. А ведь акростих - типичный образец <математически точной> поэзии. Поэт сперва намечает план будущего произведения в виде начальных букв заранее известного количества строчек, а уж затем приступает к заполнению его словами. Такие стихи очень легко запоминаются и могут служить своеобразными историческими источниками. Перу автора статьи принадлежит следующий акростих: ОЛИМПИАДА ДВЕ ТЫСЯЧИ Олимпиада Людей сближает И вновь спасает Мир от распада. Политиканы И мародеры, А также воры Да шарлатаны, А также свора Других мерзавцев, - Вам не удастся Ее присвоить! Тут войск остаток Ыльчи Мундока Следит с востока... Я буду краток: Чем спорт нам нужен? Игрой отважной! Краткое пояснение: Ыльчи Мундок (2-я половина VI - 1-я половина VII вв.) - полководец государства Когуре, организатор победы над китайскими захватчиками в 612 г. Это одна из крайне немногих семантических единиц русского языка, начинающихся на букву <ы>. Другой, не менее интересной стихотворной формой является тавтограмма. Многие слышали рассказ о приключениях сельского священника: <Однажды отец Онуфрий отправился осматривать окрестности озера...>, и далее по тексту. Тавтограмма представляет собой нечто подобное, только не в прозе, а в поэзии. Наблюдаемая при этом ярко выраженная аллитерация придает тексту силу заклинания. Чтобы не быть голословным, приведу пример - опять же из собственного творчества: ПРО... Провалена программа продовольствия, Простаивают процессы производственные. Продается просроченная продукция Пропагандируется проституция. Процветает произвол <прозаседавшихся>, Происки прохвостов продолжаются. Проекты профсоюзов проигнорированы - Проповеди профашистов профинансированы! Прокуратура проворовалась Промысловики проголодались. Прослезившись, проклинаем прошлое: Прокуренное, пропитое, прожитое... Простите, - Противно! Прогресс пророчат провидцы. Просыпайся, провинция! Прогнать прочь прохиндеев - Проблема простая. Проверим? Кстати, перед вами не обычная тавтограмма, а тавтограмма <в кубе>: здесь каждое слово начинается на буквосочетание <про>. Помимо ранее указанных, акростих и тавтограмма обладают еще одним достоинством: их невозможно перевести на другие языки мира; это исключительно национальное явление, и потому оно особенно ценно для нашей культуры. Следующая стихотворная форма пока не получила научного наименования. Ее суть заключается в минимизации числа слогов всех строчек поэтического произведения. Обычно это число составляет 6-8. При сокращении его до 1-2 возникает эффект биения сердца или эффект выстрелов соответственно при прочтении лирических или патетических стихотворений. Ограниченность выбора слов делает творческий поиск еще более увлекательным. И самое главное |