Молодежная линия

№45 8 ноября 2007


Учитель и ученики

Помогите ему взрослеть

Им - двенадцать-тринадцать лет. Из некогда прилежных, послушных детей они превращаются в своенравных подростков. Одна мама рассказывает, что ее Денис, учащийся шестого лицейского класса, приходит домой чуть ли не в слезах: "Учителя на нас накричат, называют дебилами, говорят, что нам нечего делать в их школе и нас ждет завод, а не институт". Женщине вдвойне обидно: и за сына, который порой сидит за домашними заданиями до полуночи, и за "завод". Ведь ее муж, человек рабочей профессии (он столяр), прилично зарабатывает и содержит семью. "Почему педагоги с высшей категорией позволяют себе оскорблять детей, относить их к второсортным? - возмущалась она.

Что происходит с детьми, когда они заканчивают начальную школу? И почему педагоги допускаютнередко далеко непедагогические приемы, например, оскорбления в адрес ребят? Об этом сегодня рассуждает Нина Михайловна Старикова, педагог-психолог, методист отделения специализированной психологической помощи населению Костромского центра психотерапии и практической психологии:

Оскорбления детей со стороны учителя - однозначно недопустимы, это даже не обсуждается. Проблемы претензий к ученикам хороший педагог способен решать, не унижая их достоинство.

Пятый-шестой классы - это начало всех подростковых проявлений. Младший подростковый возраст характеризуется прежде всего протестностью, импульсивностью поведения, непредсказуемостью. Ребята очень подвижны и в то же время неловки. А учителя порой не учитывают эти особенности. Им хочется прежнего прилежания и послушания. А если еще в классе встречаются и гиперактивные дети, то часто происходит сбой уроков, что не может учителя не раздражать. Не надо торопиться с выводами! Если учитель видит, что учебный процесс ломается из-за дисциплинарных проблем, следует обратиться к помощи родителей: "Нуждаемся в вашей поддержке!" В конце концов есть школьный психолог, который может продиагностировать класс и поможет понять, что же с коллективом детей происходит.

В любом случае учитель должен обязательно опираться на возрастные особенности детей. Если в младших класса вполне допустима дипломатическая строгость (и ребята ее принимают), то в шестом-седьмом классах они начинают этому давлению сопротивляться. Главная претензия их возраста - это претензия на взрослость. Хороший учитель демонстрирует уважение к личности ребенка. Если же проявлять пренебрежение, то ученик, чувствуя отторжение со стороны учителя, замкнется, а то и озлобится. Вот так у нас появляются закомплексованные, неуверенные в себе дети.

Младший подростковый возраст - один из самых сложных периодов в жизни школьника. К сожалению, не все учителя и родители понимают и принимают их новый "бунтарский" возраст. Как известно, существуют четыре наиболее существенные причины нарушения дисциплины. Первая - это привлечение к себе внимания (практически в 80 процентах случаев). Ребенок так устроен, что не может жить и сознавать, что он никому не нужен и его никто не замечает. Грозное замечание учительницы - это тоже внимание! "Петров, сядь как следует, ты мешаешь вести урок!" И Петров счастлив - его заметили. А учительнице и невдомек, что пацана и дома-то почти не замечают. Единственная кормилица-мать зарабатывает деньги на трех работах. Чем меньше дети получают позитивного внимания в семье, тем больше они "тянут" его к себе в школе.

Вторая причина плохого поведения - избегание неудачи. Ребенок рассуждает: "Лучше я буду вести себя плохо, чем выйду к доске и опозорюсь перед ребятами. Если я буду кривляться, Мария Ивановна выставит скорее за дверь, чем заставит перед всеми решать задачу".

Третья причина - властолюбивые дети. Они вырастают в семьях, где им все позволено. Такой и на уроках демонстрирует свою "власть". "Я плохо себя веду, но ты ничего мне сейчас не сделаешь". И учительница, теряясь перед такой наглостью, часто не сдерживает свои эмоции, переходит на крик. Увы, все мы люди! Ученик же, спровоцировав педагога на импульсивный поступок, довольно потирает руки.

Причина четвертая - мстительное поведение. Порой ребенок нарушает дисциплину, "мстя" за обиду, час









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования