Молодежная линия

№40 4 октября 2007


Самое важное - научить мыслить

В Парфеньевский район мы собирались давно. Наконец решились. И только к середине дня добрались-таки до места. Село Николо-Полома встретило нас солнечными зайчиками в выбитых окнах полуразрушенного кирпичного дома - просто декорация к военному фильму. Но именно здесь, в Николо-Поломе, школьники "выдают" лучшие в области результаты ЕГЭ по точным наукам И главная заслуга в этом, говорят нам, легенды школы - математика Людмилы Николаевны Любых. Знакомимся - и уже через 5 минут общаемся как лучшие друзья: увлеченная своим предметом, эта женщина может говорить о любимом деле часами.

- Людмила Николаевна, первый вопрос закономерный - как вы пришли в эту профессию?

- Учительская династия нашей семьи началась с моих родителей. Они преподавали, я, моя сестра - учитель, муж, дочь. Кроме этого, у нас в школе был замечательный математик - фронтовик Александр Петрович Рымшин. Пожалуй, именно с него и началась моя взаимная любовь с точными науками.

- Чем он вас увлек?

- Заставил, а не увлек. Когда я пришла к нему в 6-й класс, он сначала меня очень напугал своей строгостью. И я даже не представляла себе, что могу не выучить его урок. Потом это переросло в знания. А когда начинаешь понимать что-либо, рождается интерес узнать больше.

- Но ведь мир точных наук дается не каждому, а аттестат нужен всем. Как вы решаете проблему "вдалбливания" математики в головы своих учеников?

- Точно так же, как это было со мной. Сначала надо заставить знать, только потом придет понимание предмета и уже после - любовь к нему. Никак иначе! Если ученик не знает основ, попробуй-ка его увлеки. Причем этот опыт не передашь, здесь все зависит от человека. Я как-то слышала, как моя ученица Дина говорит: "Ничего она не делает такого, но я не могу прийти к ней, не выучив урок". Учитель - это не просто ходячая энциклопедия, это взгляд, голос, жесты. Как этому всему научить? Уж либо это все дано, либо нет - и тогда можно прекрасно знать предмет, стать хорошим ученым, но в педагоги лучше не идти, ничего из этой затеи хорошего не выйдет.

- Многие учителя говорят своим ученикам: "Мой предмет обязательно надо знать, он - самый важный. Другие - как хотите, а этот - обязательно". Вы свой предмет тоже самым необходимым считаете?

- А он и есть самый важный. Математика развивает логику. А логика - основа всего. Если человек хорошо понимает причинно-следственные связи, он и по литературе любые статьи как орехи будет щелкать, потому что основы анализа уже заложены. Это все понимают. И потом, то, что математика - царица всех наук, не я придумала. Главное ведь - не зазубрить термины и аксиомы, главное - научить мыслить. Вы думаете, это неважно? Я и своим ученикам так говорю: кто-то из вас будет лучше знать мой предмет, кто-то хуже, но, постигнув основы анализа, вы уже не будете спорить на уровне базарной бабы, вы будете аргументированно отстаивать свое мнение. А это наука жизненная, она дорогого стоит.

- Я знаю, вы - приезжая. Откуда в Николо-Полому перебрались?

- Из Северного Казахстана. Мой родной город - Петропавловск. Раньше эта территория была российской окраиной. А потом очередной правитель оттяпал её под Казахстан. Собственно, я - одна из жертв переселения русскоязычного населения на свою историческую родину, можно так сказать. Раньше я знала только то, что в Костромской области выращивают коров. 26 лет проработала в той школе, где когда-то сама выросла. И вот уже тринадцатый год здесь, в Николо-Поломе.

- А почему именно сюда? Ближе места не нашли?

- Судьба, матушка, судьба. Я человек неверующий, но иначе как провидением эту историю не назовешь. Когда начались смутные времена развала Союза и на каждом углу Петропавловска висел транспорант: "Русские, уезжайте, вы нам не нужны!" - естественно, начался массовый отток русских из Казахстана. Причем все это случилось как-то разом, шквально. В школе, где я работала, на 1000 человек учеников приходилось всего 10 казахов, остальные - русские. О какой межрегиональной розни можно было говорить? Ничего этого не было. И вдруг - уезжайте. Мы тоже начали искать себе место в России. Я была уже тогда учителем высшей к









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования