Молодежная линия

№38 20 сентября 2007


Дневник психолога

Не готов к :самостоятельности

Тема разговора сегодняшнего - иждивенчество. Вернее - "иждивенческая позиция" детей и ее последствия. Эта проблема стала очень актуальной для учреждений интернатного типа - школ-интернатов, приютов, детских домов.

В чем она выражается? Находясь постоянно на гособеспечении, ребенок привыкает ко всему "готовенькому", к тому, что о нем обязаны заботиться другие. В конце концов он начинает жить с постоянным ощущением, что все вокруг ему чем-то обязаны. Разумеется, это хорошо, что государство способно бесплатно предоставить ребенку отдельное спальное место, питание, канцтовары, игрушки. Тревожит другое: дети от постоянной опеки, заботы, повышенного внимания к их персоне попросту перестают все эти блага ценить. Сломал стул? "А это не мое, еще купят!" - "Но дома ты же этого не делаешь" - "А я не дома".

Иждивенчество - черта неприятная. Мало того, у него есть серьезные последствия. Одно из них - отсутствие самостоятельности. Надеясь на то, что ему "все обеспечат", человек перестает рассчитывать на свои силы. Даже небольшое поручение вызывает у ребенка встречный вопрос: "А можно, я возьму с собой Сашу (Машу)?" Спрашиваешь: "Зачем?" - "Чтоб не было скучно". На самом же деле он просто не уверен, что справится сам, в одиночку. Наиболее серьезно эти проблемы проявляются, когда ребята выходят из стен учреждений и начинают самостоятельную жизнь. Оказывается, что к ней они не готовы, не умеют преодолевать трудности, с которыми приходится сталкиваться. Один такой пример. Несколько лет назад в школе-интернате учился мальчишка из неблагополучной семьи. Сюда он попал после того, как органы опеки и попечительства навестили его родителей, страдающих алкогольной зависимостью. У него наконец-то появилось чистое постельное белье, теплая одежда, он стал нормально питаться. Мальчик быстро освоился в новой обстановке, привык к ребятам. Однако учеба ему давалась с трудом, он плохо усваивал новую информацию, медленно читал, писал с ошибками. Шли годы, воспитанник взрослел, но при этом совершенно не был самостоятелен. Обо всем ему нужно было напоминать по нескольку раз. И печальный итог: выйдя из школы-интерната он не смог никуда поступить, нигде не устроился и вернулся к родителям. А вскоре был замечен в воровстве:

Как минимизировать проявление иждивенческой позиции? Я разработала коррекционно-развивающую программу, направленную на социальное развитие ребенка. Стараюсь подбирать упражнения, которые помогут ему выявить слабые стороны характера, возможность их преодоления. Постепенно, шаг за шагом приучать воспитанника к самостоятельному освоению действительности, ответственности за свои поступки. Только воспитанная в ребенке самостоятельность не даст ему потеряться в жизни, когда он станет взрослым.

Алла Бабичева,

педагог-психолог Костромской школы-интерната № 3.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования