Молодежная линия

№35 30 августа 2007


Польский режиссер ощутил себя костромичом

Кострома, как самобытный русский город, в разные годы привлекала внимание кинематографистов, художников, театральных деятелей. Вот и нынче она вдохновила на творчество польского режиссера Гжегожа Мрувчиньски. К юбилею города он поставил в костромском камерном драматическом театре спектакль "Вкус черешни".

В Польше он известен как смелый режиссер, директор, который в течение 20 лет возглавлял солидные театры, преподаватель актерского мастерства во Вроцлавском университете, генеральный директор ассоциации независимых авторов радио и кино, советник министра культуры и главный театральный эксперт в институте им. Адама Мицкевича в Варшаве.

- Гжегож, вы впервые в России?

- Это моя пятая постановка здесь. Впервые я посетил Россию еще в советские времена. Тогда я был самый молодой директор театра в Польше. Мне было 30 лет. Руководили театрами в то время в основном пожилые люди, ко мне они относились, как к ребенку. В Министерстве мне предложили поехать в Сибирь и поставить спектакль в Тюменском театре. Это было первое знакомство с Россией. Предложение сотрудничать с российским театром для меня было важным. В силу своего образования (окончил высшее театральное училище им. А. Зельверовича в Варшаве, актерский и режиссерский факультеты) к русскому театру и русской драматургии я всегда относился с глубоким уважением. И хотя мне мои коллеги в Москве говорили: "Зачем работать на провинцию, только время зря потеряешь. Надо работать с московскими театрами", - я с радостью принял это предложение.

- Как вас встретила Сибирь?

- Очень тепло. Я убедился, что в Сибири живут настоящие русские люди. Работать с тюменской труппой было очень интересно. Мы ставили спектакль "Бал манекенов" по пьесе польского автора Б. Ясенского. Интересная пьеса про Великую Октябрьскую революцию. Автор пьесы хорошо знал Владимира Маяковского, превосходно владел русским языком, сам перевел пьесу на русский. В сложное время польский оригинал "Бала манекенов" уничтожили, позже - восстановили. В Тюмени над пьесой мы работали с русским оригиналом.

Затем был Харьков, драматический театр им. Шевченко. "Оперетта" В. Гомбровского. Это была первая постановка запрещенного в СССР автора. Она получила главную награду в сезоне польской драматургии в СССР, среди 50-ти соискателей.

- А как же цензура пропустила запретную пьесу?

- У меня было много задержанных цензурой спектаклей. Для меня это обычное дело. Например, спектакль "Постановка "Гамлет" в деревне Глухая Дольная" И. Брешана был снят цензурой перед премьерой, а "Баню" Маяковского было разрешено играть всего два раза в месяц. Что касается Харькова, ко мне с просьбой обратился директор театра, а все обращения для меня означают уважение к театру, к его роли в обществе. Если театр проявляет смелость, значит, он на хорошем счету. Значит, этот театр может сказать что-то важное своему зрителю.

- Откуда берется эта смелость в вас?

- Прежде всего, я поляк. Польша - страна гордая и свободная. Даже в средневековье она была сильным государством. И еще одна причина. Большую роль сыграла великая романтическая поэзия. Режиссер должен совершенствоваться, повышать квалификацию в течение всей жизни, потому что он отвечает за общество. В этом причина смелости. Я всегда говорю, что я боюсь только Бога.

- Почему?

- Потому, что я не ангел.

- Приходилось отвечать перед чиновниками за пьесы, которые не угодны власти?

- Да, они немножко испортили мне карьеру. Я много лет работал на посту директора театра в Польше, организовывал в свое время международный театральный фестиваль "Мальта" в г.Познань. Мои коллеги и по сей день продолжают эту идею.

- Свои постановки повторяете в других театрах?

- Нет. Я никогда не повторяю постановок. Считаю, что это акт интимный и касается только данной труппы.

- Польские пьесы российским актерам, российскому зрителю понятны?

- Думаю, что все зависит от контактов. Если хорошая труппа и профессиональный постановщик, то у них хватит энергии все объяснить так, чтобы любой зритель понял.

- Когда у вас появилась идея связать свою жизнь с театром?

- Не сразу. Я начинал свою деятельность как молод









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования