Молодежная линия

№33 16 августа 2007


АЛЕКСАНДР ВЕСНИН: "Перед художником должны быть преграды"

28-летний преподаватель факультета иностранных языков КГУ им Н.А. Некрасова Александр Анатольевич Веснин более известен как режиссер авангардного кино - и, вероятно, как крупнейший в Костроме специалист по отечественному и мировому кинематографу. Александр рассказывает о своем видении современного кино, о том, что это такое, каким оно должно быть. и трудно ли снимать кино в провинции.

- Александр, обычно самый первый вопрос, который задают кинематографистам: в чем главное отличие кино от других видов искусства?

- Я бы сказал, что это синтетическое искусство, вобравшее в себя все остальные: и литературу, и музыку, и театр, и изобразительное искусство, и даже архитектуру. Но, как это часто бывает в жизни, важнейшей отличительной особенностью стали все-таки деньги.

Процесс создания фильма требует немало времени и средств. Вот это-то и определило все современные тенденции развития кино. Царит, увы, тотальная привязка к коммерческому успеху. Продюсеры в ужасе даже от предположительного провала, требуют от режиссеров только одного - зрелищности. В итоге, все новые кинокартины похожи друг на друга - отличаются разве только крутостью рекламной компании (на иные рекламы смотреть поинтереснее, чем на сам фильм). Общий кризис можно проследить уже только по названиям новинок. Сплошь одни римейки. Причем сильно уступающие оригиналам. Скажем, недавняя "Техасская резня бензопилой" - неуклюжая вытяжка из одноименного шедевра 70-х. Могу назвать еще десятки таких же примеров.

- Хотите сказать, что главная проблема - в дефиците свежих идей?

- Новых интересных идей полно: они были везде и во все времена. Проблема в том, что "люди с деньгами" не хотят вкладываться в рисковые проекты - как бы заманчиво они не выглядели. Гораздо безопаснее пойти по проторенной дорожке, пережевывая в тысячный раз одни и те же образы, сюжетные линии, персонажи. Причем зритель часто и сам понимает, что ему подсовывают халтуру. Но тут срабатывает примерно такая психологическая линия: "Я, конечно, догадываюсь, что фильмчик полная ерунда - но надо бы самому в этом убедиться:". Это, в конечном счете, и обеспечивает кассовый успех.

Хотя, возможно, и в наши дни снимут великое кино. Только мы об этом еще не знаем. Я, например, люблю на досуге посмотреть старые немые фильмы. Те, которые современники не замечали, но для нас они - классика. Вполне может статься, что наши потомки откроют для себя неизвестный нам киношедевр девяностых-двухтысячных.

- Продюсеры, как вы сами сказали, требуют, чтобы фильм был зрелищным, интересным, доступным. А что, разве это плохо?

- Нет, кино обязано быть интересным, а иначе зачем оно вообще нужно? Почему, вы думаете, развлекательные фильмы 80-х ("Терминатор", "Кошмар на улице Вязов", "Полицейская академия" и др.) до сих пор так популярны? Потому что они именно интересные. Думаю, с современным кино дурную шутку сыграл прогресс, новые технологии и все вытекающие отсюда возможности. Все стало слишком легко. Приходит постановщик к мастеру спецэффектов: "Слушай, - говорит, - а можно, мы вот в этом фрагменте сделаем крутой компьютерный трюк, чтобы у всех аж крыша поехала?" "Да не вопрос!" - отвечает мастер и сооружает неимоверный спецэффектище. А раньше он бы ответил: "Ну, понимаете ли: Так, мол, и так, современные технологии еще не позволяют нам сваять что-то такое, сногсшибательное:". И режиссерам приходилось подключать фантазию, чтобы заполнить эту сцену чем-то интересным, новым, оригинальным. Так и появлялись истинные кинобестселлеры: у каждого своя изюминка, нечто новое, никогда и никем ранее не виданное. На их фоне сегодняшние навороченные, полукомпьютерные ленты кажутся сплошным мельтешением, от которого даже глаза устают - не говоря уже про мозг.

Я, кстати, понял, в чем секрет успеха "Дома-2". Люди соскучились по простым разговорам, диалогам, просто человеческим отношениям, самим по себе, а не рудиментарному придатку к чудесам спецэффектов.

- Вы принципиальный противник прогресса?

- Прогресс - палка о двух концах. Благодаря ему стало намного легче, дешевле, проще делать независимое авторское кино. Это и "домашние" компьютерны









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования