Молодежная линия
 | №24 14июня 2007 |
"Учитель" - слово-то какое! Живет в деревне Борок Буйского района Алексей Тихомиров, 26 лет от роду. И вроде бы ничего нет в нем особенного: чуть лукавый взгляд из-под очков, тихая улыбка и смущение, что это именно к нему приехали "из газеты". А между тем его на селе знает каждый, и все спешат поздороваться, пожать руку, величая только по имени-отчеству: "Алексей Владимирович". Он - Учитель. Учитель начальных классов - а значит, в его руках будущее деревни Борок. - Первый вопрос традиционный: как вы стали учителем и почему именно здесь? - Я здесь родился и вырос. Где же еще мне быть? Еще когда в 9-м классе учился, Ольга Николаевна Смирнова, наш биолог, посоветовала мне попробоваться в педагоги. Я пошел в 11-й, потом в Галичский педколледж, а там, на четвертом курсе, к нам приехала комиссия, пригласили экзамены в институт сдать. Решил попробовать и - поступил. Пять лет я учился заочно в КГУ им. Н.А.Некрасова и работал здесь, в Борке. - А как вас приняли, все-таки вы в этой школе учились? - Замечательно! Непривычным было только, когда по имени-отчеству называли. Мой классный руководитель Галина Геннадьевна Лапина - сейчас директор школы. От нее слышать: "Алексей Владимирович" - до сих пор неудобно. - В женском коллективе неуютно бывает? - Что вы! Нет, конечно. В нашей школе удивительно чуткие женщины работают: всегда поддержат, слова доброго не жалеют. В моем педколлективе все для меня. И потом, я привык к женскому обществу - в колледже парней тоже немного было. - Они в учителя, как и вы, пошли? - В основном, нет. Кто стал охранником, кто в милиции работает. Из тех, кто в мою волну учился, только двое еще остались работать в школе. - А почему, как думаете? - За всех не скажу, конечно, но вы же сами все понимаете: зарплата оставляет желать лучшего. А кроме того, "писанины" всякой для отчетности слишком много. Иногда за бумажками настоящее слово теряешь, а ведь именно оно ценно. - Учитель - это призвание, дар? - Это выбор. В моей семье я единственный решился стать учителем. Отец с мамой сначала в колхозе работали, потом батя в строительную фирму ушел, мама много специальностей сменила: на ферме (мы ей бегали помогали), на почте заведующей отделением, сейчас - в соцобеспечении начальником отдела. Брат мой, двойняшка (но мы совсем непохожи, как плюс и минус), - как отец, на строительстве, причем то в Костроме, то в Вологде, то в Москве. Все меня сманивает. - А вы что же? - Я пока, если честно, в смятении. Уеду - кто здесь останется? И домашние меня поддерживают. Помогают к урокам готовиться. И рисуют, и пишут. - А какой предмет вы считаете в школе главным? - Классный час, где мы можем обсудить с ребятами то, что их волнует, поговорить по душам, просто чайку попить. - Начальные классы имеют свою специфику? - Маленькие умеют слушать. Они заглядывают тебе в рот, ждут каждого слова. И здесь особенно важно оправдать их надежды, удивить их, открыть для них мир. Ты для них - проводник в жизнь. Взрослые подзадумаются: надо ли им то, что ты даешь? Зачем это? Взять ли? С ними ты уже строишь диалог. - А разве со взрослыми школьниками вы тоже работаете? - Конечно. В ремонтной бригаде, на приусадебном участке, в пришкольном лагере, вот как сейчас. И потом, у нас одна общая школьная жизнь, в которой каждый друг друга чему-нибудь учит. - Как вы думаете, чему важнее сегодня научить наших детей? - Я своих учу быть людьми. Это самое важное. Уметь отвечать за свои слова и поступки. Читать и писать они научатся и без меня. А быть человеком - этому порой жизни не хватает научиться. - А как их научить этому? - Своим личным примером, больше никак. Когда я вижу, что надо помочь, мне на душе неспокойно, если мимо пройду. А они все видят, запоминают, и сами мимо чужой беды не пройдут, и дома по хозяйству родителям помогают. - Кстати, |