Молодежная линия

№22 31 мая 2007


Сью Таунсенд "Адриан Моул и оружие массового поражения"

Сью Таунсенд

"Адриан Моул и оружие массового поражения"

Немногие, увы, российские читатели знают, что современная английская литература - это не только Гарри Поттер. Тем, кто до сих пор еще не познакомился с историей Адриана Моула, советуем исправить это досадное упущение.

Любимца всей Великобритании, героя бывшей журналистки BBC, а ныне модной писательницы Сью Таунсенд иногда называют английским Форестом Гампом. Но это, полагаю, не совсем уместная аналогия. Флегматичный Форест, по большому счету, оставался сторонним наблюдателем всех значимых событий второй половины XX века. Ветра эпохи проносились мимо него, почти не задевая (вернее, это он не придавал им значения, а то и вовсе не замечал). В то время как Адриан - на гребне волны, постоянно, вольно или невольно (чаще невольно) оказываясь первопроходцем новых веяний, попадая при этом в трагикомические ситуации - в чем, собственно, и заключается фирменный стиль всех книг о нем).

Адриан Моул - это одновременно и "маленький человек", и Дон Кихот. Вот только мельницы его - язвы эпохи глобализма и потребительского общества.

Первая книга серии вышла лет двадцать назад, когда Таунсенд вознамерилась хоть как-то передать весь абсурд окружающего мира, неплохо знакомый ей еще по журналистской деятельности. Адриан - симпатичный, чудаковатый, катастрофически не приспособленный к жизни - стал тогда (звучит, конечно, громоздко, но, в сущности, верно) средством отображения парадоксальной действительности и ее влияния на обывателя. Стоит ли говорить, что большинство "альбионцев" узнавало в нем самих себя. Классическое "над кем смеетесь?..".

Жизненный успехи или неудачи Моула почти не зависят от него самого, его усилий или бездействия, но становятся итогом случайного, даже нелепого стечения обстоятельств. То он становится популярной телезвездой, то вновь остается у разбитого корыта, то женится, то разводиться: Нынешняя - шестая по счету - книга "Адриан Моул и оружие массового поражения" обещает стать последней. Уже хотя бы потому, что в конце он-таки находит свое счастье - но об этом лучше прочитать самим.

Мы находим Адриана, отметившим свое 34-летие, но все таким же неустроенным, как в юности. Он все также мечтает стать писателем и наивно отправляет письма знаменитостям (от Тони Блэра до Дэвида Бэкхема), все также легкомыслен и эмоционален - и все также пытается казаться основательным и серьезным джентльменом. Его родителям, стареющим хиппи, вечно выясняющим отношения, не до Адриана. Его друзья - в большинстве своем, такие же трогательные неудачники - вечно что-то от него ждут, требуют, просят. Где-то на горизонте единственная настоящая любовь всей жизни - бывшая одноклассница, ставшая звездой политики, как неизбежное напоминание, что "кому-то это все удалось, но, как обычно, только не мне". Жизнь невыносимо отравляет навязчивая дамочка, крепко запутавшая Моула в сетях, ведущих прямиком к алтарю. Ко всему вдобавок Адриан напрочь погряз в новомодных кредитных карточках, рискуя провести остаток дней задолжавшим всему и всем: И все это на фоне разразившейся войны в Ираке, расколовшей английское общество. Хотите найти во всем этом жизнеутверждающий юмор - тогда раскройте ":Оружие массового поражения".

Правда, следует признать, что иной раз становится слишком очевидным, что автор книги - женщина. Таунсенд все-таки не хватило мастерства, чтобы не заставлять своего героя смотреть на мир с оттенками женской психологии. Но, если откровенно, говорить плохо про "Адриана Моула" не хочется. Это не столько обычная комедия положений, сколько ценнейшее бытописание английской жизни начала 21-го века. За перипетиями сюжета исподволь открываются "приметы времени". Так, например, Адриану не удалось вызвать такси, так как все таксисты в это время "молятся в мечети за мир во всем мире". А еще врачи, по ошибке отправившие его отца на операцию по удалению матки, грузчицы-лесбиянки, готовые перенести на плечах целый дом, полицейские, путающие птицу и человека - и много чего другого:

P.S.: Кстати, если исходить из мысли, что Россия твердо движется путем развития передовых западных держав, то совсем









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования