Молодежная линия

№3 18 января 2007


АЛЕКСАНДР МАРИЕВ: "МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО Я СЧАСТЛИВЧИК"

Заслуженного художника Российской Федерации Александра Александровича Мариева многие известные костромские художники и ювелиры называют своим учителем. И это не случайно - его педагогический стаж более 30 лет. Еще будучи студентом худграфа костромского пединститута, начинающий художник попробовал себя в роли преподавателя живописи и графики в КУХОМе. С тех пор педагогика и искусство стали смыслом его жизни. Профессор КГУ им.Некрасова А.А.Мариев, преподаватель станковой графики, считает, что профессия педагога, как и художника, творческая, и настоящий учитель просто обязан раскрыть потенциал своего ученика. Кстати, в свое время в Союз художников Александра Мариева рекомендовал Николай Шувалов.

Александр Александрович, когда вы решили стать художником и учителем?

Довольно поздно. Когда вернулся из армии, подал документы в лесотехнический институт в Архангельске, успешно сдал вступительные экзамены, но забрал документы и приехал в Кострому, чтобы поступить на худграф. От Архангельска это был ближайший вуз с художественно-графическим факультетом.

Скорее всего, вы решили продолжить начальное художественное образование?

Нет. В детской художественной школе я не учился. В Архангельске ее просто не было. При Дворце пионеров работал художественный кружок, в который я пришел, когда учился в 10 классе. Немного походил и бросил. Там занимались дети намного младше меня, да и рука у меня была нетвердая, не понимал принципов рисования. В общем, комплексовал. Стал учиться рисовать самостоятельно, читал обучающие книги.

С чего начались ваши первые картинки?

На уроках, когда объясняли материал из учебников литературы и истории, рисовал портреты писателей и политиков. Попросту копировал. Думал после школы поступать в Московский архитектурный институт. Туда нужно было посылать свои работы. Тогда я рисовал по образцам: брал теннисный шарик и маленький кубик, красил его белой краской из обычного детского набора, ставил на кубик шарик и рисовал с натуры. Послал свои работы в московский вуз, но они не прошли. Поэтому после школы устроился работать на стройку.

Когда на худграф надумали поступать, не боялись провала?

Надо же было пробовать. Тем более вступительные экзамены по физике, математике и литературе я в лесотехническом хорошо сдал. Оставались черчение (его знал прилично) и рисунок. А когда приехал в Кострому, оказалось, еще и живопись на худграф сдают. Абитуриенты - такие же, как и я, мне помогли. Иосиф Дашевский, Николай Гусев дали мне в руки краски - и за неделю "поднатаскали".

Вы закончили вуз с красным дипломом. Вам все легко давалось?

Для себя я решил учить все. Независимо от того, творческий это предмет или история партии. Знания лишними не бывают. У меня одна лишь четверка - по методике преподавания.

И тем не менее, вы преподаете более 30 лет.

Методика преподавания - теоретическая дисциплина, и, как правило, в методисты идут несостоявшиеся художники.

К отличникам относятся двояко, как к вам относились однокурсники?

В группе мы втроем были старше остальных. Нас уважали. Мы помогали младшим - кому по живописи, кому по черчению. К экзаменам готовились тщательно. Лучшие шпаргалки были у меня.

А сейчас, когда студенты приходят со шпаргалками, как к этому относитесь?

Сейчас я принимаю экзамены другого сорта - у нас просмотры. А вообще, к шпаргалкам отношусь положительно. Они дают уверенность студенту.

Почему после блестящего окончания института вы пошли работать в КУХОМ?

За год до окончания вуза лучших студентов пригласили туда на практику. Поехали я, Гусев и Маковей. Когда практика закончилась, мне предложили преподавание в училище за зарплату - два раза в неделю. Так я целый год работал, и учился. После окончания вуза на меня пришла заявка из училища.

В плане творчества какие студенты способнее - те, которые идут в КУХОМ, или худграфовцы?

Это не зависит от учебного заведения. В любом случае, если даже из студента не получится художник, но у него руки на месте, он станет хорошим мастером. А кому еще и дано от Бога, тот все равно пробьется.

А как определить, талантлив ли человек?

На экзамене это точно не опре









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования