Молодежная линия

№19 9 мая 2007


Байки

Первое военное испытание

После училища послали меня на фронт. Нашел командира полка. Они с начштаба сидят, выпивают. Перед ними два графина. В одном спирт, в другом вода. Докладываю: " Лейтенант такой-то для несения службы прибыл!"

Говорят: "Сча посмотрим, как ты будешь нести службу". И наливают стакан до краев... А я - неполных девятнадцати лет из интеллигентной еврейской семьи.

Зажмурился и пью. И не успел понять, что выпил воду, как мне дают второй стакан: "На, запей!" И я залпом выпиваю стакан: спирта. Потом заблудился в полном смысле в трех соснах. Всю ночь искал в лесу свою землянку, а до нее было как раз три сосны. Но спирт до сих пор не разбавляю и не запиваю.

Как мой дед к генералу попал

У меня было два деда Иван Егорович и Михаил Яковлевич. Их давно уже нет с нами, но с войны они вернулись живыми и здоровыми. Дед Иван был простым красноармейцем и на моей памяти всегда рассказывал такую историю про войну: "Стояли мы, унучек, на озере Ильмень. Целая армия. День ночь, все стоим. И вот однажды ночью нас стал бомбить немец. И то ли ошибся, то ли вода блестела, но весь основной бомбовый заряд угодил в озеро Ильмень. А наутро, унучек, я никогда не видел столько рыбы. Метровым слоем лежала рыба, и вся армия ела её несколько дней". Дед же взялся приготовить рыбки (скажу честно, щи я не люблю до сих пор, но те, которые делал дед, мог есть каждый день) и попал со своей готовкой на генерала из соседней части. Попробовал генерал дедовой похлебке и взял его к себе поваром. "Так, - говорил дед, - меня, унучек, и не убило".

Другой дед Михаил всю блокаду шофером возил грузы через Ладогу, он умер раньше, я был совсем малым и его почти не помню.

Селедка, сухари и 100 граммов

Из историй об отце - зампотехе танкового батальона Павле Иосифовиче. В 43-м весной танки батальона стояли на первой стороне реки, а немцы окопались на другой. Несколько раз командованию, что называется, "ценой больших потерь", удавалось переправить и высадить десант, но закрепить плацдарм никак не удавалось. Немцы сразу танками давили и сбрасывали десант в реку.

А против возможного строительства мостов (деревянных, понтонов не давали) постоянно дежурили наводчики, летала "рама" и наводила артиллерию. Даже пробовали под уровнем воды мост построить (по грудь в холодной воде работали), а толку ноль. Первый раз удалось только "закрепиться зубами за берег" да переправить танки батальона. Но горючее вовремя подбросить не успели, мост разбомбили, и танки вынуждены были с потерями отойти почти к самому берегу и окопаться. Проложили полевой кабель по дну - связь есть. Но дальше не то, что горючего не удавалось перевезти, из пищи успели только сухари да спирт пехоте "для сугреву и смелости в атаке".

Зампотех Павел вместе со всеми получил только очередную пайку сухарей и 100 г спирта. Нашли где-то подпорченных селедок с червями. "Тов. зампотех, а с червями-то нельзя, небось, жрать?" Но голод берет свое, "а черви, небось, в желудке тоже переварятся": почистили, съели... А на "десерт" - "ноу-хау": сухарь, политый спиртом, он становится чуть сладковатым. "И как это я раньше не знал, шо ето так вкусно?.. Закончится война - куплю кило сухарей..." - думал тогда зампотех. Немцы в очередной раз не дали достроить ночью мост, обнаружив его осветительной ракетой. Если не подвезти горючку завтра, послезавтра раздавят и сбросят. И вот тут-то, под сухарь со 100 боевыми Павла осенило! Павел по плотности прикинул, сколько надо наливать горючего в железную бочку, чтобы она не тонула, но и не высовывалась из воды. Доложили на тот берег. Натянули над самой водой трос "по диагонали", чтобы течение само прибивало бочки к нужному берегу. Дело пошло. Когда утром "рама" обнаружила подозрительный трос и возню у берега, и немцы стали безуспешно пытаться его разбомбить, танки уже пошли в атаку и расширили плацдарм.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования