Молодежная линия

№19 9 мая 2007


Конкурсная работа МОУ ДОД Дом детского творчества Костромского муниципального района при Шуваловской средней школе "Дети войны"

"Люди! Мы тоже жили на этой земле!

Мы тоже хотели счастья и радости,

А узнали только

Страдания и смерть.

Вспомните о нас,

Люди...

Бывшие малолетние узники фашизма - это очень высокие и сильные духом люди. Очень стойкие и спокойные. Они не стучат касками о мостовую, не перекрывают железнодорожные пути. Но каждое доброе слово, простой знак внимания вызывает у них положительную реакцию. В этом мы, ребята из школьного краеведческого музея Шуваловской средней школы, убедились на собственном опыте.

Вот уже седьмой год живет в п. Шувалово Орлова Валентина Ивановна, которая приехала к нам из Москвы.

Родилась Валентина Ивановна в 1939 году в городе Гжатске Смоленской области в семье кузнеца Ивана Семеновича и домохозяйки Марии Петровны Семеновых. "Семья была большая, детей было пятеро человек, но на моей памяти только двое, старших я совсем не помню и не знаю, так как была маленькая", - рассказывала Валентина Ивановна. Ей шел четвертый годик, когда осенью 1942 года война докатилась до Гжатска. Начались повальные аресты. Мать с детьми (отец незадолго до войны умер) выгнали из собственной квартиры на улицу. Они вынуждены были ютиться в холодном сарае, где во все щели проникал снег, дул холодный пронизывающий ветер, было ужасно холодно и голодно. Готовили на керосинке, всю еду составляла картошка, да и та была мороженная, так как все, что было съестное в семье, отобрали фашисты. А однажды их чуть было не расстреляли. Соседский мальчишка выкрал градусник у фрицев, чтобы смерить температуру у заболевшей младшей сестры. Всех выгнали на улицу и начали обыскивать, градусник нашли, соседскую семью тут же куда-то увели. Больше их не видели. А однажды согнали всех женщин и детей и погнали на вокзал для отправки в Германию. Гнали, как стадо скота, остервенелые псы бежали по краям, готовые в любой момент броситься на людей. Маленькая Валя едва поспевала за братом:

До Германии так и не доехали. Станции были разрушены, и немцы вынуждены были оставить пленных в Белоруссии под городом Шкловом. Там был устроен карантинный лагерь.

Брат Валентины Ивановны вместе с другими мальчишками в возрасте 10-15 лет рыли окопы. Десятилетнему мальчику страшно не хотелось работать на фрицев, но только ради матери и маленькой сестры он смирился со своей участью. Взрослых заставляли работать на фашистов, женщины убирали и ухаживали за немцами. Тех, кто не слушался, наказывали плетью или расстреливали у всех на глазах. Старшую сестру, которая не стала выхаживать раненых немцев, облили холодной водой и надолго посадили в камеру, после чего она заболела туберкулезом и умерла. Детей, не достигших десяти лет, не кормили, так как они нигде не работали. Относились к ним по-зверски, родителям приходилось доставать хотя бы немного хлеба для своих детей. Брат, как мог, поддерживал сестренку в трудную минуту, объяснял ей, как нужно себя вести, чтобы выжить в этой жестокой взрослой жизни. Не все было понятно тогда маленькой Вале, но одно она твердо усвоила: надо слушать брата, плакать нельзя, убьют. Говорят, беда не ходит одна. Новое несчастье обрушилось на семью Семеновых. Мария Петровна, мама ребят, заболела тифом. Только чудо спасло ее, ведь немцы очень внимательно следили за заболевшими и моментально уничтожали многих, еще живых. Хорошо, что рядом оказалась мамина знакомая, она-то и спасла жизнь Марии Ивановне. Всеми путями она старалась, чтобы немцы не заметили ее.

Вот так, в вечном страхе, под прицелом фашистского дула, находилась семья Семеновых как и многие другие пленные:

Как было больно и унизительно! Наверное, очень непросто быть маленькими и в то же время нести на себе бремя взрослого человека".









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования