Молодежная линия

№ 45 1 ноября 2001 г.


Кинозал: АВТОРСКОЕ КИНО - НЕ РЕМЕСЛО, А ИСКУССТВО

В минувший понедельник в КГУ открылся киноклуб, названный на данный временной период <Признаки жизни>. Дело в том, что каждый раз клуб будет именоваться по-новому. В следующий понедельник, например, - <Повелитель МуХХХ>. А потом - что-нибудь еще придумается.

Для педуниверситета клуб не стал каким-то суперновшеством. В прошлом году он был платным, а предлагаемые аудитории фильмы <крутились> через кинескоп. Сеансов просмотра было немного, увидеть на них можно было ленты Параджанова и Бунюэля, к чему люди не всегда были готовы. В этот раз посетившие киноклуб смотрели фильм Микеланджело Антониони <Забриски поинт> о неформальной молодежи.

<Забриски поинт> считается культовым фильмом, но его мало кто видел. На сей раз Александр Веснин (который в прошлом году закончил иняз, а теперь учится в аспирантуре, пишет работу по авторскому кинематографу на кафедре <Теория и история культуры> и снимает собственные любительские фильмы), затеявший это мероприятие, захотел сделать его <кином для всех>. Перед начальством свою идею <благотворительности> он объяснил так: < По моим наблюдениям люди, не испытывающие проблем в деньгах, не видят смысла в этом участвовать. Деньги ведут их к другим развлечениям и в клуб этот не приведут>.

- Каких же людей манит дорога сюда?

- Интересных, конечно же, если они идут смотреть интересные фильмы. Лишних людей здесь не будет. Придут те, кто проявит усилие прочитать листок (афишу), перекроить время и два часа мужественно выдержать просмотр.

- Что за фильмы ты собираешься показывать?

- Классику мирового авторского кино. Под классикой понимается все подряд, что снималось более 5-10 лет назад. Это фильмы великих режиссеров, о которых многие слышали, но редко вспоминают. А зря. Сейчас показывают арт-хаос - экспериментальное, не совсем стандартное кино (такое, как <Карты, деньги, два стола>, <Транспотинг>...), снятое под влиянием как раз классического авторского кинематографа. <Транспотинг>, например, снят под влиянием <Заводного апельсина>. Я очень не хочу, чтобы киноклуб воспринимался как старообрядческий культ, <собрание яиц Фаберже>. Мною движет уверенность, что эти фильмы актуальны как никогда. Они <вертикальны>. <Горизонтальный> фильм посмотрел, и через некоторое время он стал не интересен. <Вертикальное> кино интересно смотреть несколько раз. Оно не зависит от сюжетов, перипетий, бьет сразу по нескольким направлениям. Прошу не смешивать авторское кино с авторской песней. Сухое определение: это фильм, сделанный одним человеком. В съемках художественных фильмов обычно участвуют продюсеры, режиссеры и т.д. Авторское же кино - как искусство, а не ремесло. Автор думает как выразиться, а не заработать.

- Почему ты выбрал фильм этого режиссера?

- Микеланджело Антониони - очень известный режиссер. Многие читают сейчас Маркоса, Борхеса, Булгакова - книги везде на прилавках лежат. То же касается и авторов кинематографа.

Все в рамках этого проекта известны, читаемы, цитируемы. Кино - это такое же точно искусство, как литература. Цитируется на тех же правах. Его специфика - само восприятие. Существующее элитарное кино стало редкостью, оказалось под каблуком массового кино, в нехорошем месте, откуда я пытаюсь его извлечь.

- Зачем тебе это?

- Был такой Геббельс, который говорил: <При слове культура я сразу хватаюсь за револьвер>. Вопрос <зачем?> по отношению к искусству, творческому выражению, культуре не просто абсурден - он должен быть тяжело наказуем.

- Каким должен стать киноклуб в идеале?

- В идеале - захватывающим, безумным, сумасшедшим, рвущим и метающим. Он должен быть своего рода цитаделью, крепостью. В нем должно быть много правильного народа, благодаря которому все это продолжалось бы. Должен взорвать страшное болото, в котором погрязла Кострома. Провинциализм ощущается. Приезжает к нам Гребенщиков, еще кто-то... Ему хорошо восхищаться нашим городом, будучи в Москве и разъезжая по загранице. Есть вариант уехать отсюда к <чертовой бабушке>. По большей части придется перешагивать через себя, унижаться. <Это не рюкзак, это горб>, -говорил Ролан Быков. Складывать руки не стоит. В противном случае мо









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования