Молодежная линия

№14 5 апреля 2007


Нина Михайловна Старикова, педагог-психолог центра психотерапии и практической психологии г.Костромы:

Проблема школьных перегрузок существует - это однозначно. А любые перегрузки не проходят бесследно для физического и психического здоровья. Но уж если ребенок учится в школе, гимназии по развивающей программе и отдавать его в другую школу, родители не считают нужным, то именно они должны позаботиться и о его здоровье. Прежде всего нужно научить ребенка сохранять энергетический потенциал. Первое условие - это соблюдение режима дня. Для младшего школьника лучше расписать все время, оставшееся от школы. Можно на неделю вперед. Если он не успевает до 10 вечера, можете добавить еще полчаса. Но тогда строго в 10.30 - отбой. Приучите его к следующему режиму выполнения домашних заданий: двадцать минут занятий, 5-7 минут отдыха. В перерывах между занятиями - фрукты, особенно цитрусовые, чай с молоком, но желательно без булочек. Обязательно - проветривание комнаты. И небольшие водные процедуры - умыть лицо и руки по локоточки. Чтобы ребенок не отвлекался, на его столе должен быть порядок, никаких лишних предметов.

Суперответственный ребенок - это результат воспитания родителей. Он старается в первую очередь потому, чтобы не огорчить их и учительницу. Ответственного ребенка надо поддерживать, а не позволять дома разговоры такого характера: "Ох, уж эта школа, напридумывали всякие факультативы". Напротив, надо сформировать у него чувство гордости, что он многое успевает. И подвести его к мысли: все, чему учат, обязательно пригодится в жизни. Но при этом - научить его распределять силы. Для этого существует много методик, упражнений, снимающих усталость.

Например, дыхательные упражнения. Одно из самых простых: ребенок набирает через нос полные легкие воздуха и на выдохе произносит какую-нибудь скороговорку. Замечательное упражнение с воздушными шариками, когда дети струей выдыхаемого воздуха поддерживают их на весу. Дуть, чтоб шарик не упал. Побегают, попрыгают за шариком, а заодно - подпитают мозг кислородом.

Есть и спецальные кинезиологические программы, улучшающие мыслительную деятельность, запоминание, устойчивость внимания. Для примера - упражнение "колечко". Нужно поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Или "ухо-нос" (левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с "точностью до наоборот". Хорошо снимает переутомление, мышечное напряжение следующее простое упражнение. Сидя на стуле, нужно крепко взяться за его сиденье и с силой его к себе притянуть, а потом расслабиться.

Не забывайте про чудодейственность водных процедур. Релаксация водичкой - великолепное средство против переутомления. Улучшенное, витаминизированное питание особенно весной, когда организм ослаблен, тоже поможет ребенку справиться с нагрузками. А главное - помните: любые трудности в обучении, усвоении материала вы сможете компенсировать ребенку своим пониманием, заботой, любовью. Постоянные же упреки, недовольство могут у него развить низкую самооценку, тревожность, что может отразиться на его физическом и психическом здоровье.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования