Молодежная линия
| №11 15 марта 2007 |
Говорить без запинки! Дефекты речи можно исправить 60 миллионов заикающихся, или 1% всех землян, считают себя уязвленными из-за того, что судьба "одарила" их дефектом речи - заиканием. Как проявляется заикание и чем могут помочь родители заикающимся детям. Говорить без запинки! Единого подхода к проблеме заикания не существует. Наиболее распространенная точка зрения - заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, которое возникает из-за судорог речевого аппарата. Выделяют причины, предрасполагающие к заиканию и вызывающие его. органическое поражение ЦНС, которое может возникнуть из-за родовой травмы, из-за инфекционных заболеваний матери во время беременности. наследственный фактор. В этом случае наследуется особое состояние, слабость ЦНС. пол ребенка. Среди мальчиков в 4 раза чаще встречаются случаи заикания, чем среди девочек. левшество. излишне торопливая, неряшливая речь людей, окружающих ребенка. Заикание в этом случае возникает как подражание. "половинчатый" тип высшей нервной деятельности (дети-холерики и меланхолики) и т.д. К вызывающим заикание причинам относятся: различные психотравмы - одномоментно действующие (испуг) или длительно действующие (сложная обстановка в семье, незаслуженные наказания ребенка родителями, проблемы в детском саду, неблагоприятная обстановка в группе детского сада и др.). Заикание возникает в возрасте от 2 до 4-5 лет. В этот период активно развивается фразовая речь ребенка, и она становится уязвимой для различных неблагоприятных факторов. Симптомы (признаки) проявляются неравномерно на протяжении всей жизни. Например, в ситуациях, особо значимых для ребенка (ответ на уроке, чтение стихотворения на утреннике и др.), проявления заикания будут сильнее, а при общении с близкими заикание проявляется слабо или его нет совсем. Исследователи отмечают, если дошкольник заикался, потом при поступлении в школу заикание или может вернуться вновь, или усилиться. Ведь начало обучения - это стрессовый фактор. Меняется круг общения, к ребенку начинают предъявлять определенные требования. Заикание может утяжеляться у детей при поступлении в школу, в подростковый период. Первые признаки Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка. По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог ("по-по-по-пойдем"). И бывают более тяжелые судороги - тонические - когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа. Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания - это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой. Речевые уловки - человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово ("э-э-э-э-э", "А я... а я... а я..."). Личностные изменения ребенка. Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом. Еще один важный признак заикания - так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуация, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице. Будьте внимательны! Чем раньше родители отметят в речи ребенка запинки и обратятся к специалистам, тем больше вероятность, что коррекционная работа пройдет успешно, и заикание можно будет полностью преодолеть. К каким специалистам нужно обратиться? Это врач-невролог или психоневролог и логопед. Полностью преодолеть заикание возможно только в том случае, если работа проводится комплексно, то есть включает в себя: 1. медикаментозное лечение. 2. физиотерапию (лечебный сон, лечебные ванны и т.д.). 3. психотерапевтическое во |