Молодежная линия

№4 25 января 2007


НЕ КОНЕЦ СВЕТА, А ОТКРОВЕНИЕ

Что может быть нелогичнее, чем подсунуть под рождественскую елку мрачную историческую кинодраму с обильными кровопусканиями, переходящими порой в откровенную мясорубку? Речь идет о фильме "Апокалипсис" - новом творении 50-летнего американского актера и режиссера Мэла Гибсона. По мнению многих, кто его посмотрел, - это лучший фильм минувшего года. А, возможно, и самое гениальное, что было создано в мировом кинематографе со времен великолепного "Достучаться до небес".

О чем этот фильм? Самое простое, что приходит на ум: о Человеческой Цивилизации. Но сказать так - значит ограничить "Апокалипсис" рамками (пусть и почти безгранично широкими!) этого философского аспекта. На самом деле, фильм силится ответить на куда более широкие вопросы. Удачно или нет - это уже другой вопрос.

Действие картины происходит в Центральной Америке XV века. Цивилизация индейцев майя - сверхразвитая изолированная культура, построившая на окраине мира, в дебрях джунглей каменные города, величественные пирамиды и ритуальные стадионы, создавшая неправдоподобно-точный календарь и удивительные произведения искусства. И вот эта цивилизация охотится за окрестными дикими племенами!. Пойманных мужчин и женщин в дни религиозных праздников приносят в жертву ненасытным индейским богам.

А у тех диких племен в ходу странноватый миф о сотворении человека. Когда-то давным-давно все живые твари поделились с людьми своей силой, возможностями и т.д, сделав его могущественнейшим существом на Земле. "Стал ли человек счастливее?" - вопрошают старейшины первобытных племен. Племен, пребывающих во младенчестве человечества, не знающих государства, законов культуры, не ведающих собственной историей и не слишком-то сильно отличающихся от тех животных, за которыми охотятся.

Нет, человек не стал счастливее, отвечает древний индейский миф. Внутри него поселилась некая дыра, словно вечный голод, пожирающий его изнутри. Гнилой камень в основании человеческой природы, что рано или поздно уведет людей в бездну, - а с ними и весь остальной мир. Цивилизация майя - точно иллюстрация к этим словам. Не знающие ни голода, ни холода, в стране, где вечное лето и два-три урожая в год, не имеющие опасных соседей, а стало быть, не знающие и войн (жить бы да радоваться) - они стали адептами уродливого культа. Наверное, самого кровавого за всю историю человечества, и без того не слишком гуманную.

Только не надо думать, что Гибсон, таким образом, косвенно оправдывает испанских завоевателей Америки. Те эффектно появляются в финале фильма, положив, как мы знаем из учебников истории, конец прекрасной и чудовищной империи майя. Но вся филосовско-сюжетная линия фильма сводится к трудно объяснимому ощущению, что испанцы (представители еще более развитой цивилизации) окончательно утопят эту землю в крови и ненависти. Как до этого утопили свою собственную, растерзанную инквизицией, нетерпимостью и невежеством. На остывших руинах городов и храмов они построят бескрайнюю рабовладельческую плантацию.

Замкнутый круг. Апокалипсис.

И все же зритель получит свой рождественский подарок - что-то вроде надежды. "Мы ищем новую жизнь", - говорит главный герой картины, сын вождя истребленного майя племени. Чудом спасшись во время ритуала жертвоприношения, он посреди океана крови занят лишь спасением своей семьи. Для него это важнее громких слов, ради которых пустили под жертвенный нож его племя. Важнее причаливших к берегам Америки невиданных кораблей вместе с закованными в латы чужаками, принесших Конец Эпохи.

"Мы ищем новую жизнь" - вот основная идея "Апокалипсиса". Для гибсоновского героя во дни, когда рухнула индейская вселенная, не осталась иных идеалов, кроме живых людей: его жены и детей. Возможно, он, уведя семью от творящегося на экране кровавого безумия в непроходимые необитаемые дебри, построит все-таки свой узкий мирок без ненависти и насилия.

Фильм "Апокалипсис" ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с так называемыми голливудскими "историческими блокбастерами". Кино наподобие "Трои" или "Гладиатора" настолько не выражает дух эпохи, которую описывает, что кажется, будто смотришь съемки ма









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования