Молодежная линия

№2 11 января 2007


ГЕННАДИЙ КИСЕЛЕВ: "ДУШИ, КАК СТАРЫЕ КОЛОДЦЫ, НАДО РАСЧИСТИТЬ"

Нерехта в очередной раз удивила: в общеобразовательной школе № 4 взяли и создали класс рожечников. Ну, где еще в России такое сыщешь? Точно, нигде. Рожечное искусство в школе - вовсе не из желания подивить остальных. По крайней мере, из разговора с моим собеседником стало ясно: иначе и быть не могло. Знакомьтесь Геннадий Алексеевич Киселев, директор Нерехтского центра традиций рожечной культуры.

- Геннадий Алексеевич, откуда идея класса рожечников в общеобразовательной школе?

- Идея давно витала в воздухе: просто пришла пора передавать накопленный опыт, и возможность такая представилась. С нынешним директором 4-й школы Ольгой Витальевной Пополитовой я в свое время работал еще в сельской Марьинской школе. И в подобном направлении уже что-то делали. Но тогда это был курский рожок - жалейка, да и о том, подлинную ли народную музыку играем, не думали. Сейчас ситуация другая. Для возрождения настоящей рожечной культуры, именно нерехтского ее колорита, сделано очень много. В Нерехте есть немало людей, кровно заинтересованных в сохранении рожечных традиций дедов-прадедов. А что до выбора школы, так тут полное совпадение устремлений: она как раз работает по программе возрождения русских национальных традиций.

- А лично вас, когда рожок "зацепил"?

- Не скажу, что сразу, как только услышал. Летом на каникулах, бывая в деревне, слыхал, конечно, рожок. Потом на районных праздниках видал, как играли мужики на рожках. Но желания взять таковой в руки как-то не возникало. К тому времени я уже был, как считал, сложившимся музыкантом, играл на саксофоне, успел поколесить по стране, поработать даже в Новосибирском цирке. И уже будучи директором клуба "Красный октябрь", какого-то интереса к народной музыке, честно говоря, не испытывал. Другое дело - джаз! Но случай все изменил. Нас пригласили в наш краеведческий музей, чтоб проверить игру одного старинного рожка. А там как раз находилась Татьяна Чумаченко, классный специалист по народному творчеству из Костромы (сейчас живет в Париже). Она давно занималась рожечной традицией и, в общем, сумела нас втянуть в эту "авантюру". Появились старые пластинки с записями рожечников, начали ездить по деревням искать тех, кто еще играл на рожке, пел старинные песни.

- Нерехтский край был раньше богат рожечниками:

- С давних времен в каждой деревне, селении были свои рожечники. При каждом стаде с пастух-рожечник. А ежели стадо большое - то еще и подпаски, и тоже - с рожками. Бывало, что пастухи приходили подряжаться на работу (говорили "рядиться") из других губерний, женились, оседали, так вот традиции перемешивались. Раньше пастух заменял любого специалиста по животноводству, знал, чем скотину лечить, кормить, принимать отелы, да еще и музыкант! Сейчас не то, лишь бы кто пас скотину, часто народ безответственный, пьющий. Конечно, не говорю обо всех, встречаются и нормальные люди, но на рожках уже не играют. Да и коров-то сейчас почти нет.

- Когда поняли, что идете в верном направлении?

- Поначалу мы организовали квартет рожечников. Потихоньку, помаленьку стали проникаться народной культурой. Нам повезло: был жив еще Иван Николаевич Невредимов, известный "профессор" рожечного дела, пастух и человек незаурядный. Как многие русские люди, был он человеком крутого нрава, но при этом очень добрым. Его все уважали и его подсказки (часто сдобренные непечатными словами), нам несказанно помогли. "Не так!", "А сейчас нормально получилось" - учил он нас. Когда он умер, то священник разрешил над гробом сыграть на рожках. Наверное, такого еще нигде не бывало.

Нам как-то сразу подфартило. Квартет в 1985-м пригласили в Москву на всемирный фестиваль молодежи и студентов. Всякие званья и дипломы - это все дело третье, а ценно то, что там мы познакомились с интересными творческими коллективами. Завязалась у нас дружба с известным московским коллективом "Русичи", игравшем не только на рожках, но и практически на всех старинных русских инструментах. Познакомились и с казачьими коллективами, хорами. Так появился у нас интерес и к настоящей культуре, в том числе хоровому пению.

- Настоящей - это какой?

- А









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования