Молодежная линия

№50 7 декабря 2006


Иосиф Дашевский: "Важно, что ты оставишь после себя"

Филармония, театр кукол, областной драматический театр им.Островского - эти здания учреждения культуры хорошо знакомы костромичам. Сюда приятно приходить, здесь красиво и уютно. Свою неповторимую эстетику костромские храмы искусств приобрели благодаря Иосифу Дашевскому - скульптору-монументалисту. Это он создавал фарфоровые статуи, стоящие в фойе филармонии, два раза обновлял интерьер и экстерьер театра кукол и участвовал в реставрации драмтеатра. Еще Иосиф Дашевский украшал мозаикой храм в Тушино, торговый центр в Ханты-Мансийске, часовню в Подмосковье: Его творчество хорошо известно на западе: он участник выставок современного искусства в Польше, Финляндии, Германии, Франции. Цикл работ "Иерусалим" экспонировался на выставке к 850-летию Москвы. Тогда ему Ельцин вручил медаль "За достижения в искусстве".

- Иосиф, вы закончили худграф костромского пединститута, где традиционно готовят художников. Как получилось, что вы стали скульптором-монументалистом?

- Вообще, я не костромич. Родился в Черновцах. После окончания школы замахнулся очень высоко: поехал поступать в московскую "Строгановку". Но одолеть не удалось. Я тогда по наивности думал, что "Строгановку" можно просто нахрапом взять. Подготовка у меня была хорошая, однако конкурс - 20 человек на место. Друзья посоветовали мне поехать в Кострому и подать документы в пединститут на худграф (с моими оценками, мол, возьмут без проблем). Думал, год поучусь в Костроме, а потом опять попытаюсь поступить, а оказалось - попал в Кострому и связал судьбу с этим городом. А "Строгановку" я прошел практически заочно: мой преподаватель худграфа Леонид Павлович Веричев, окончил как раз Стргановское училище, монументальный факультет. И он меня почти каждый месяц возил к своему педагогу - профессору. Вот так параллельно я проходил школу и здесь, и там. А еще, поскольку мой педагог Леонид Павлович был практиком, я ему помогал. Некоторые монументальные вещи мы делали вместе. Одна из таких работ - рельеф областной станции переливания крови. Тогда мне было лет 18.

- Иосиф, сегодня вы участник столичных и зарубежных выставок. А ваши первые выставки, какие они были?

- Это было в Костроме. В студенческие годы. При Союзе художников России решили организовать молодежную секцию, это давало возможность молодым художникам выставляться. На молодежных выставках было позволительно показывать новое нестандартное. Тогда в искусстве был Шувалов, который диктовал новые веяния, и к нему тянулась молодежь. Он для нас был светочем поиска современности. Позже очень сдержанно молодых художников стали допускать ко взрослым выставкам. В Художественном музее под лестницей разрешали вывесить работы начинающих.

- Вы с Шуваловым были знакомы?

- Да. Хотя он был увлечен своими поисками, и контакты были сдержанными. Морально на выставке он меня поддерживал. Такая поддержка очень важна: молодым нужны ориентиры. В то же время зрелым художникам необходимо, чтобы молодая поросль подталкивала сзади: "Мы растем, не отставай!"

- Когда вы с выставками стали выезжать в Европу?

- В 90-е годы меня активно выставляли в Москве, стали узнавать и приглашать в разные города Европы. Сначала в города-побратимы в Польшу, Финляндию, а потом самостоятельно стал выставляться в галереях Берлина, Люксембурга, Брюсселя, Парижа.

- Иностранцы - любители современного искусства. На выставках-продажах раскупают творчество российских авторов?

- Нынче западный рынок перенасыщен. В начале 80-х современное искусство из России было явлением ажиотажным, и оно с удовольствием приобреталось иностранцами в частные коллекции. Как ни странно, сейчас идет обратный процесс. В Москву приезжают из Европы и выставляются. Европейские галереи имеют маленькие площади, а в России выставочные залы большие. Сегодня интереснее выставляться в Москве, чем в Париже

Я в марте был с выставкой в Париже. Нам, художникам из России не повезло: выставка практически сорвалась. Большой публики не было. Мы попали в пору, когда во Франции происходили молодежные восстания. В латинском квартале, где находилась галерея, жуткие бои. Весь квартал был оцеплен полицией.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования