Молодежная линия

№45 2 ноября 2006


Ольга Копанева: "ЦЕНЗОРЫ НЕ БЫЛИ ЦЕРБЕРАМИ"

Молодым людям, пришедшим в журналистику не так давно, словосочетание "Обллит" ничего не говорит, а вот газетчики старшего поколения помнят, как много зависело от того, дает ли "добро" или наложит "вето" их газете этот самый Обллит. Ольга Михайловна Копанева, историк по образованию, проработала в областном управлении по охране государственных тайн печати обллит - обиходное название) целых двадцать два года. В канун юбилея газеты мы попросили её, единственную женщину-цензора в этом учреждении, поделиться некоторыми "тайнами".

- Ольга Михайловна, какие тайны охранял обллит?

- Сразу оговорюсь, мы не были какими-то злобными цензорами-церберами, которые вмешивались во все и мешали свободе творчества журналистов. В творчестве мы не вмешивались, а охраняли государственные тайны. Принцип работы был таков. Все министерства и ведомства давали перечень сведений, которые они не считали нужным предавать гласности. И мы исходили исключительно из этих ведомственных ограничений в печати, поступавших к нам с грифом "секретно". Политической цензурой занимались опосредованно, поскольку она была прерогативой партийных органов. Но если замечали какие-либо ошибки в этом плане, то обязаны были о них сообщать. И, надо сказать, партийные работники доверял нашему профессионализму. Последних пять лет "политикой" мы вообще не занимались. Работы у обллитовцев было очень много, поскольку без нашей визы не выходило ни одно издание, в том числе и рефераты, готовящиеся к печати. Контролировали и библиотечные спецхраны.

- Это правда, что ограничительные списки ведомств порой доходили до абсурда?

- Что правда, то правда. Доходило, что называется, до запрета морских просторов и глубин, и перелетных птиц. К нам приходили "самые свежие запреты" и естественно мы, как думающие люди, хотели докопаться до сути: а почему собственно эту информацию закрывают. И в результате обсуждений напрашивался вывод, что то или иное ведомство просто не хочет делиться своими промахами в работе. Например, милиции было неинтересно, чтоб кто-то знал о росте преступности, а ветслужбам - о массовом падеже скота. Но многие тайны, разумеется, имели смысл. Например, запрет на информации об изобретениях. Как кто-то посчитал, после закрытия цензуры, наша страна понесла многомиллиардные убытки на рассекречивание этой сферы. За рубежом нашлось очень много желающих этой информацией бесплатно воспользоваться.

- В обход ваших "вето" ничего нельзя было сделать?

- В принципе, нельзя. Но существовали ограничения конкретные и условные. При условных получив разрешение, можно было попасть на страницы газеты. Например, информация об НЛО относилась к условно-закрытой. Но получив "добро" от академии (забыла какой), можно было ее напечатать. Был такой интересный случай. Во время полета одного нашего самолета летчики и пассажиры наблюдали неподалеку множественные НЛО. Приземление было удачным, но все находились, разумеется, в шоке. Среди пассажиров был корреспондент газеты "Труд". Обо всем увиденном он рассказал в своем издании. Мы с интересом заметку прочитали, но позвонили в главлит: "Почему центральной газете про неопознанные летающие объекты писать можно, а областным нельзя?" И нам рассказали, что журналист разрешение на публикацию подделал, а цензор ему поверил.

- Газетчики считали, наверное, вас "вредными"?

- Вовсе нет. Конечно, прибегали порой "выяснять отношения" авторы, материал которых редактор сократил, а сослался на нас (такое часто бывало). Но чаще мы просто давали консультации редакторам по поводу той или иной информации. Кстати, когда обллит уже закрыли, некоторые редактора еще долго звонили, чтоб узнать, "можно или нельзя" что-то печатать.

Со многими журналистами и писателями (их организация размещалась рядом) мы, наоборот дружили, устраивали совместные праздники. Кстати, редакторы часто интересовались нашим "читательским", а не цензорским мнением. Мол, вы же наши первые читатели: Игорь Дедков часто бывал у нас, рассказывал о книжных новинках. Мне как-то привез в подарок из Москвы зарубежные детективы, которые я очень любила. Но что он часто говорил, так это "Скоро вас зак









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования