Молодежная линия
| №41 5 октября 2006 |
ОЛЬГА КУБАСОВА: "МЕНЯ ВОСХИЩАЮТ ДЕТИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ СТРЕМЯТСЯ К ДУХОВНОМУ" Ольга Аркадьевна Кубасова работает учителем изобразительного искусства в Боговаровской средней школе. Юные боговаровцы не только с удовольствием рисуют на уроках Ольги Аркадьевны, но и ходят заниматься к ней в изостудию. В минувший вторник Ольга Аркадьевна получила из рук губернатора заслуженные сто тысяч рублей - как победитель конкурса на получение гранта в национальном приоритетном проекте "Образование". - Считается, что уроки ИЗО далеко не главные в школе, и вести их гораздо проще, чем математику или русский язык: - Не думаю, что проще вести уроки без учебников и книг, когда ученику некуда заглянуть, чтобы закрепить свои знания. Научить ребенка понимать, что изобразительное искусство строится по своим правилам и, чтобы ему самовыразиться, надо соблюдать их - это, поверьте, не менее сложно, чем решить задачку или написать диктант. К тому же, если учителей математики или словесников в школе несколько, то учитель ИЗО, как правило, один. Не у кого перенять опыт, чтобы самому меньше допускать ошибок, понапрасну не тратить на это время. - Рисование - это, как и музыкальный талант, - или он есть, или его нет, или все же можно ребенка научить рисовать? - Школьная программа, где всего один урок ИЗО в неделю, только знакомит детей с азами, основами рисования и ни о каком мастерстве речи идти не может. А вот если ребенка привлекает создание красоты, гармонии в цвете, в композиции - он идет дальше, и для него у нас созданы все условия. - То естьв изостудию? Как вам, кстати, пришла эта идея - открыть в Боговарове изостудию? - В изостудию мы плавно перешли из кружковой работы. Занялись классическим искусством - живописью, графикой, росписью, скульптурой. Нашлось немало детей, которым это было интересно. - В изостудию вы берете только тех детей, в которых видите искру божью? - Почему же? В изостудию я беру всех желающих, но не стараюсь ребят удерживать. Пропал азарт - уходят. Кому это действительно интересно и потребуется в жизни, возвращаются вновь. - Я знаю, что после изостудии ваши дети поступают даже в вузы, где нужна художественная подготовка: - Да, в прошлый год один поступил на архитектурно-строительный факультет в сельхозакадемию, нынче двое - на художественную рекламу. К сожалению, идти в университет на худграф не хотят, как бы я ни уговаривала. - Сегодня упор в обучении делается на региональный компонент. Что особенного в области изобразительного искусства есть у костромичей? Я не беру в расчет "сказочные картинки" Ефима Честнякова, которые исключительно индивидуальны. - Какого-то своего направления у нас нет. Правда, однажды заговорили, что костромскую роспись нашли. Но как бы нам ни хотелось иметь, как палехцам, что-то свое и весомое, обнаруженная роспись все же уральская, а не костромская. У нас свое, индивидуальное изображение изб, наличников на фоне местного пейзажа - и только. - Наверное, сегодня с сельскими детьми работать, доказывать им, что духовные ценности более значимы, чем материальные, тоже непросто? - Как бы мы ни говорили, что духовное - прежде всего, зайдя в учительскую, мы подсчитываем мелочь, рассчитывая дожить до зарплаты, и горестно вздыхаем. Это жизнь, которую видят дети, и от этого никуда не уйдешь. Меня восхищают ребята, которые действительно стремятся к духовному, а не к деньгам и модным игрушкам. Это тем, кто прикладывает усилия, развивается, хотя имеет не так много возможностей. От таких детей обогащаешься и сама, стараешься искать новые формы, методы, шевелить себя, подпинывать, хотя, казалось бы, уже все наработано. Таким образом, идет взаимное стихийное обогащение. Сейчас мы вместе с удовольствием работаем над проектами, которые предполагают самообразование ребенка. Проекты задуманы на год, полгода. Детям интересно - они ищут, подходят, советуются. - Сельские дети сегодня, на ваш взгляд, отличаются чем-то от городских? - Я пол |