Молодежная линия

№ 39 21 сентября 2006


Супермены в степях Казахстана

Вот и еще одна постсоветская республика принялась за поиски киноверсии своей национальной идеи.

Уж сколько лет твердили миру, что все-таки не все в нашей жизни можно купить за деньги. Нельзя, например, за распухшие от долларовых пачек чемоданы приобрести себе вдохновение или талант. Недавно вышедший в прокат казахстанско-американо-российский киноопус "Кочевник" - наглядное тому подтверждение. На беспрецедентный по постсоветским меркам, бюджет фильма (34 млн. долларов) заказчики фильма (вдохновитель - сам президент степной державы Нурсултан Назарбаев) пригласили известных голливудских режиссеров и актеров.

Первоначально планировалось, что постановщиком станет культовый Милош Форман (нашумевший в свое время экранизацией "Полета над гнездом кукушки"), но тот, разобравшись, в чем дело, быстренько умыл руки: Что, в общем-то, и неудивительно. Бесполезно пересказывать сюжет киноленты - она просто не стоит места на бумаге - скажу лишь, что рискнувший просмотреть картину зритель окажется свидетелем неловкого пустословного пафоса, старых как мир сюжетных поворотов, кальки-компиляции с гонгковских боевиков и голливудских исторических блокбастеров. Этакие Джеки Чаны вкупе с Ван Даммом и Сталлоне, но только в бараньих малахаях и верхом на дрессированных лошадях.

Основная идея фильма - рассказать всему свету, что казахи ведут свой род не абы от кого, а от самого Чингисхана и являются единственными правомочными наследниками всех земель от Иртыша до Сибири. И, наконец, если весь свободолюбивый казахский народ-таки сможет подавить междоусобную борьбу, объединиться и подняться в полный рост, то мир еще увидит кузькину мать. Мы-де казахи сами с усами!

Что можно на это сказать? Во-первых, с распадом Советского Союза редкий тюркский народ еще не успел заявить о своей чингисхановской родословной (некоторые еще умудрились объявить себя потомками ариев и хранителями Шамбалы). Очень, оказывается, плодовитым был древний завоеватель. Во-вторых, фильм (при всей его художественной второсортности) еще раз продемонстрировал, как остро стоит проблема национального самоопределения и поиска национальной идеи на постсоветском пространстве.

Надо сказать, что казахи в этой области отнюдь не пионеры. Несколько лет назад Лукашенко стал вдохновителем съемок опять-таки многобюджетного фильма "В августе 44-го": как героически сражались на территории Белоруссии советские войны (разумеется, белорусы). Кучма запустил кинопрект про гетмана Мазепу, что самоотверженно боролся с натиском диких орд Петра I (к слову сказать, спонсировать "Молитву за гетмана Мазепу" собиралось в том числе и российское министерство культуры, однако вовремя одумалось). Латыши сваяли "Страшное лето 40-го" - но это уже откровенная русофобщина.

В "Кочевнике" Россия прозвана "медвежьей империей" и, наряду с Китаем, - одним из главных врагов великого Казахстана. Но это так, между прочим.

Меня же интересует несколько иной аспект: то, что для Назарбаева нет укола по национальному самолюбию в том, что даже для съемок своей степной саги во всем Казахстане не нашлось достойных режиссеров, актеров и сценаристов - и пришлось их доставать в США и России. Как-то сие нелогично.

Получается, что за деньги нельзя купить не только талант и вдохновение, но мало-мальски приличную национальную идею.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования