Молодежная линия
| № 39 21 сентября 2006 |
А НУ-КА, ПОМИРИТЕСЬ Ваш малыш всегда очарователен, приветлив и улыбчив. И вдруг: Он без видимой причины начинает кусать коллег по песочнице и лупить лучшего друга совком по голове. Без паники! Это просто наступил новый этап взросления. Любая мама помнит, как ее милый, всегда благодушно настроенный малыш в один прекрасный день обнаружил умение драться и швырять игрушки, да не просто так, а - целенаправленно. И кричать, и сердиться, и даже яростно сопротивляться, когда что-то не соответствует его планам. Все это - формы детской агрессии, с которой, увы, мы сталкиваемся гораздо чаще, чем нам хотелось бы. "Да откуда она взялась, - недоумевают иные родители, - и что с ней (а точнее, с малышом) теперь делать?" Для начала не паниковать! Агрессия - своеобразное проявление инстинкта самосохранения. Наша задача - направить ее в нужное русло. Когда мы в гневе кричим и ругаем свое кусачее и дерущееся чадо, мы делаем сразу две неправильные вещи: перекрываем стремительное движение детской энергии; показываем ему, как на удар отвечать ударом, а на зло отвечать злом. В результате вполне может выйти и так: резко "помудревший" и наученный горьким опытом ребенок кусать и бить вас не будет, а вот на других (особенно тех, с кем легче справиться) начнет нападать с удовольствием. Так что, если выяснится, что в детском саду малыш станет зачинщиком всех драк или начнет щипать и царапать исподтишка товарищей, не удивляйтесь. Это тот самый случай, когда проблему создали мы сами. Обида и гнев - нормальные человеческие эмоции (и не всегда, кстати, вредные), и нет ничего плохого в том, что время от времени они охватывают и вашего ребенка. Бояться этого не надо, но нелишним будет задать себе два вопроса: почему малыш испытывает подобные отрицательные эмоции (какая именно причина вызывает их)? как помочь своему ребенку научиться их контролировать? Ищем причину Вот типичные поводы, побуждающие малыша прибегать к агрессивным средствам нападения или защиты. Какая из них ваша - определите сами. И принимайте меры. Любопытство. А что из этого выйдет? Ведь это так интересно: мама взвизгивает, папа поругивается! Малыш отыскал средство, которое действует с ходу и безотказно. Обилие запретов. Он не может удовлетворить свое естественное любопытство. Объяснить "нормальным русским языком", как это для него важно, - не может, вот и объясняет доступными для него средствами: стучит, швыряет, колотит и яростно сопротивляется. Страх. По принципу: лучшая защита - нападение. Если в обстановке, в которой живет малыш, чувствуется постоянное напряжение (например, ссорятся мама - папа - бабушки - дедушки), малыш не чувствует себя в безопасности и заранее готовится к обороне. Peвность. Он просто кого-то "не поделил". Или вас, или няню, или воспитательницу в саду (вспомните, к кому он еще искренне привязан?). Вот и нападает на братьев/сестричек или других мальчиков/девочек, видя в них соперников. Усталость. Мы часто забываем, что эмоционально маленький ребенок устает быстрее, чем физически. Возбуждение идет по нарастающей, а "затормозить" малыш не может. Считайте, что кнопочка "выключено" не срабатывает. В этом случае буйное поведение - это естественная разрядка организма. Протест. Возникает в основном от чувства собственного бессилия. Ребенок не может объяснить вам так, чтобы вы его поняли. От отчаяния и бессилия ребенок кидается в такие крайности. Привлечь внимание. Ваше, родительское, или тех, кто находится рядом с ним. Дети любят быть в центре внимания, а это так просто: затей драку, стукни - и все на тебя посмотрят. Пусть с осуждением. Для малыша главное, что его наконец-то заметили. Скука. Ребенок не знает, чем себя занять, и таким своеобразным способом развлекается. Возможно, он просто привык постоянно находиться в центре внимания. А если вы отвлеклись от своих обязанностей, надо срочно принимать меры. Другая причина (она проистекает из первой) - ребенок просто-напросто не умеет сам найти себе занятие. Привычка. У ребенка сформировалась стойкая привычка плохо вести себя. Случается такое всегда и только при поддержке взрослых людей. И стимулирует напрямую ее развитие пр |