Молодежная линия

№ 23 1 июня 2006


ГОРОД-СКАЗКА, ГОРОД-МЕЧТА

<Обладай наше зрение способностью

видеть внутренний мир нашего

ближнего, можно было бы гораздо

вернее судить о человеке по его

мечтам, нежели по его мыслям>.

Виктор Гюго

Сегодня непросто воспитать детей целеустремленными личностями. Почему? На наш взгляд, всем нам не хватает мечты, устремления в будущее. Мы часто критикуем прошлые годы за мечты о светлом будущем. Но если быть объективными, то именно благодаря им нам многое удалось сделать.

О чем сегодня можно мечтать вместе с детьми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем мечты наших современных детей дошкольного возраста в одном из детских садов: одни хотят уехать в Америку и иметь много денег, другие мечтают о подарках ко дню рождения. Но есть и такие <идеалисты>: <Я мечтаю о встрече с дельфином>. <Я мечтаю полететь на самолете и увидеть всю Землю>. <Я мечтаю о друге>...

Это мечты из другой сферы - из духовной жизни. К сожалению, таких мечтателей немного.

Чтобы расширить наши представления и знания педагогов о мечте, мы перелистали несколько словарей. Ни в одном из них не нашли этого слова. Но если в нем заменить всего одну букву, то получится слово <мачта>. Оно есть во всех словарях. Как ни странно, именно это слово помогло нам понять значение слова <мечта>.

Итак, <мачта - вертикальное металлическое или деревянное сооружение, устанавливаемое на палубе для крепления парусов, световых, флажных и прочих сигналов> (Большой энциклопедический словарь). Благодаря ясной, красивой и благородной мечте человек способен преодолеть лень, инертность, выработать волю и целеустремленность. Это те самые паруса, которые крепятся к мачте. Укрепляясь и развиваясь, они становятся чертами характера, устремляя за собой и других людей.

<Мечта - прелюдия человеческого творчества. Хотя всегда жить мечтами нельзя. Есть еще и будни. Но эти будни не должны закабалять нас. Мы должны бомбардировать их, свои будни, мечтами. Вместе со всеми гениальными мечтателями...> (Э. Меже-лайтис).

Хотелось бы, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Какими мы хотим их воспитать? Для чего, ради чего?

<Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого> (И. Кант).

Не так ли?

Нас с нашими маленькими воспитанниками объединяет мечта, которая постепенно превратилась в игру, - это Город Мира, Город Добра. Мы мечтаем о Городе, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты. Дети сами придумывают, кто в этом Городе будет жить и что делать. Многие поселяют в нем все, что они любят, и всех, кого любят, - это естественно. Придумывают, кто кем хочет в этом городе быть, чем заниматься.

Раз в нашем Городе Мира все дружат, значит, мы можем сделать для нашего Города дружных человечков

Постепенно детская фантазия разыгрывается, и мы начинаем мечтать о том, что наш Город обязательно будет красивым. Но красоту нужно беречь и защищать, и мы начинаем обсуждать, что именно нужно защитить. Так родилось Общество Защитников Красоты. На занятии Защитников Красоты ребята приняли решение, а мы записали, что нужно защитить. Землю, цветы, солнце, мир. небо, жизнь, деревья, горы, замок, картины, звезды, животных, добрых драконов, ангелов, сердце, книги хорошие, школы, космос.....

На вопрос что нужно сделать, чтобы все это защитить, дети отвечали так: хранить, помнить, цветы поливать, фотографировать, деревья растить, добрых драконов кормить, не воевать, не ссориться, учиться в школе, не бросать мусор, делать всем добро, читать книги









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования