Молодежная линия

№22 25 мая 2006


ДЕВОЧКЕ - ПОДРУЖКУ, МАЛЬЧИКУ-ДРУЖКА

Одна моя знакомая подарила на день рождения племяннику: куклу. Папа и мама на свою родственницу обиделись.

А все потому, что большинство родителей уверены, что кукла - это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики 2-3 лет с удовольствием играют с куклами: носят на руках, катают в коляске, кормят и укладывают спать. Одним словом, ведут себя так же, как их ровесницы. Пап нередко шокируют такие игры: появляются ироничные взгляды, осуждающие высказывания, а то и прямые запреты. В действительности же ничего предосудительного или настораживающего здесь нет.

В дошкольном возрасте особенно важным является не столько умственное, сколько эмоциональное развитие. Именно в это время складываются уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других. Мячи, машинки, конструкторы и другие, безусловно, нужные игрушки обогащают игру. Но главное, в чем нуждается ребенок, будь то мальчик или девочка, - это освоение и усвоение человеческих отношений. Из всех игрушек именно куклы - человеческие образы - дают такую возможность.

Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет встать на позицию другого: "оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, кукла позволяет действовать понарошку. Эта условность способствует развитию

воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Функции куклы разнообразны. Например, с ней малыш может

проигрывать различные события, в том числе конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение взрослых, ребенок переносит на куклу: ругает ее за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, такое отыгрывание является психологической защитой малыша. Не давая ребенку играть с куклами, мы лишаем его такой защиты.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план

выходит вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх должны участвовать и мальчики в роли папы, брата, сына или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. В игре в школу - учениками. Малыш пробует себя в разных ролях и приобретает соответствующий социальный опыт. Простое катание машинок или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность без участия живых персонажей, т.е. тех же кукол.

Иногда малыши называют игрушку своим именем: мальчик Тема крепко прижимает куклу к себе и, открывая дверь в темную комнату, говорит игрушке "Тема, пошли!". И тогда у него появляются силы зайти в темноту, взять корзину с конструктором, спокойно и уверенно вернуться. Страх побежден, в глазах - торжество. В этом случае игрушка буквально становится вторым "я" и наделяется бесстрашием, которым пока не обладает сам ребенок. Поэтому и мальчикам, и девочкам необходимы куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их положительными и отрицательными качествами, делиться радостями и горестями.

Однако во взаимодействии ребенка с куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы "отпечатывается" в ребенке. В этом смысле образы многих современных кукол как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен, трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек "списаны" с подростков, сосредоточенных на нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают развитие ребенка. Парадоксально, но для девочек и м









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования